Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Реализация интеррогативной ситуации в диалоге

Аннотация

Рассмотрена реализация интеррогативной ситуации в диалогическом пространстве: описывается роль коммуникантов в процессе диалогизации, анализируются базовые понятия диалогической речи, такие как вопросительное предложение, адресованность, адресант, адресат, вербальные и невербальные средства общения. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к проблемам языковой и внеязыковой коммуникации, к тем структурным единицам, которые формируют нашу речь, представляя ее как диалогическое единство. Основным компонентом диалога является вопросительное предложение, выступающее ярким средством адресованности. Вопросительные предложения могут иметь разную степень выражения категории адресованности, но все они носят подчеркнуто адресованный характер, и эта коммуникативная установка говорит об их предназначении для реализации адресованности. Адресант исходит из презумпции понятности собственного высказывания, из того, что адресат обладает тем же арсеналом речевых единиц, поэтому его собственная речь часто редуцирована. Адресат вербализирует недостающие компоненты смысла, исходя из собственной пресуппозиции. Поэтому для интеррогативной ситуации характерна незамкнутость синтаксических компонентов как вопросной, так и ответной частей. Особая роль при этом отводится паралингвистическим средствам общения, дополняющим и компенсирующим вербальные средства. Диалог как форма речи наилучшим образом обслуживает межличностный характер общения, расширяет и круг коммуникантов, и количество информационных центров.

Ключевые слова

диалог; интеррогативная ситуация; вопросительное предложение; адресованность; адресант; адресат

Полный текст статьи

Скачать

УДК

811.161.1

Страницы

321-327

Список литературы

1. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2011. 2. Чаплыгина И.Д. Средства адресованности: Ты-категория в современном русском языке. М., 2001. 3. Ильенко С.Г. Коммуникативный аспект рассмотрения предложения и вопрос о его признанных и непризнанных составляющих // Русистика: Избранные труды. СПб., 2003. 4. Бударагина Е.И. Средства создания образа адресата в художественном тексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 2009. 6. Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. 1954. № 1. С. 3-29. 7. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. М., 2012. 8. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. 9. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 2005. 10. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2004.

Поступила в редакцию

2014-10-02

Название раздела в выпуске

Язык. познание. культура

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.