Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет

Аннотация

Социальную ситуацию развития в юности можно рассматривать как ситуацию стрессогенную. Так как именно в данный период молодые люди решают важнейшие задачи самоопределения. Высокая степень сложности и неопределенности данного периода предъявляет особые требования к адаптивным ресурсам молодого человека, его способности быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни. В психологической науке процессы преодоления человеком трудных жизненных событий принято обозначать как совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение. Рассматриваются особенности проявления копинг-поведения в период проживания кризиса 17 лет. Также анализируются результаты эксперимента, где рассматриваются копинг-стратегии в динамике проживаемого кризиса. Дается количественный и качественный анализ выбираемых юношами и девушками копингов в предкритическую, критическую и посткритическую фазы кризиса. Данная тема является эффективным направлением в психолого-педагогической деятельности, т. к. анализ особенностей проявления копинг-поведения в юношеском возрасте позволит выявить адекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшить отрицательное воздействие негативных обстоятельств жизни.

Ключевые слова

возрастной кризис 17 лет; самоопределение; копинг-поведение; копинг-стратегия

Полный текст статьи

Скачать

УДК

159.9

Страницы

207-214

Список литературы

1. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Казань, 2003. 2. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте // Системная психология и социология. М., 2014. № 9 (1). 3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997. 4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-48. 5. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 6. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 41-52. 7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1989. 8. Бершедова Л.И. Личностные новообразования критических периодов детства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т. 6. № 12. С. 148-154. 9. Смирнов В.Е. Рабочий подросток: сборник статей. Москва; Ленинград, 1924. Вып. 1. 10. Бершедова Л.И. К вопросу о личностных новообразованиях критических периодов детства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105). С. 133-137. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М., 1996. 13. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation. N. Y., 1974. 14. Нартова-Бочавер С.К. “Сорingbehavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30. 15. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2007. 16. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 1999. 17. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. 18. Анисимова О.М. Управление самооценочными характеристиками как способ воспитания личности студента // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. Л., 1985. С. 123-131. 19. Folkman S. Personal control and stress and coping process: A theoretical analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. P. 839-852.

Поступила в редакцию

2014-04-30

Название раздела в выпуске

Прикладные исследования в социально-гуманитарной сфере

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.