Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Социальная активность подростков: структура, критерии и показатели оценки

Аннотация

Рассматривается социальная активность подростков как необходимое условие прогрессивного обновления общества. Обосновывается, что при определении сущности и структуры социальной ак-тивности подростков необходимо не только учитывать их возрастные особенности, но и рассматривать их с позиций системно-ролевого подхода к социальному воспитанию. Обосновывается структурный состав социальной активности подростков как устойчивой стратегии их социального поведения, проявляющейся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в со-циуме, осуществлять его преобразование, а также самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества. На основе характеристики структуры социальной активности подростков (моти-вационный, ориентировочный, регулировочный и поведенческий компоненты) определяются критерии (направленность на интересы и потребности общества; способность предвидеть последствия своих действий для себя и общества; ответственная солидарность; способность к сверхнормативной дея-тельности) и соответствующие им показатели, позволяющие осуществлять оценку уровней ее сфор-мированности.

Ключевые слова

социальное воспитание; подростки; социальная активность; структура; критерии и показатели оценки

Полный текст статьи

Скачать

УДК

392.14; 908 (470)

Страницы

73-80

Список литературы

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). М., 1979. 2. Максимов В.Г., Максимова О.Г., Савчук Н.Ю. [и др.]. Системно-ролевая теория формиро-вания личности педагога / под общ. ред. В.Г. Максимова. М., 2007. 3. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1991. 4. Иванов М.Г. Системно-ролевой подход к со-циальному воспитанию студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гумани-тарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 212-216. 5. Щербакова Н.В. Правовая установка и соци-альная активность личности. М., 1986. 6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2000. 8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 9. Солидарность // Баханьков А.Е. [и др.]. Тол-ковый словарь русского языка. Мн., 1999. 10. Сахарова В.Г. Ответственность как личност-ный фактор и возможности ее диагностики: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хаба-ровск, 2003. 11. Ландесман П.А. Мировоззренческие основа-ния морального сознания // Вопросы фило-софии. 1979. № 11. С. 113-127. 12. Немов Р.С. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 75-78. 13. Инициатива // Большой энциклопедический словарь. Москва; Санкт-Петербург, 2002.

Поступила в редакцию

2014-09-02

Название раздела в выпуске

Проблемы социализации молодежи в современном мире

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.