Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Лингвопрагматическая организация обучения иноязычному профессиональному общению студентов экономического профиля

Аннотация

Описано содержание профессиональной межкультурной компетенции (ПМК), формируемой в условиях лингвопрагматической организации обучения английскому языку для специальных целей. Предложенная структура ПМК включает в себя: 1) знаниевый, 2) операционно-прагматический, 3) эмоциональный, 4) практический компоненты. В исследовании раскрыта лингвопрагматическая значимость всех компонентов ПМК при обучении студентов экономического профиля. Знаниевый компонент обеспечивает овладение языковыми, культурно-специфическими и профессиональными знаниями и умениями. Операционно-прагматический компонент обусловливает освоение иноязычных коммуникативно-речевых умений и прагматических элементов профессионального общения. Эмоциональный компонент включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, преодолевать культурные барьеры. В свою очередь, практический компонент дает опыт осуществления профессионального межкультурного общения и применения профессиональных коммуникативных стратегий в реальной коммуникации.

Ключевые слова

профессиональная межкультурная компетенция; английский язык для специальных целей; лингвопрагматический подход; коммуникативно-речевые умения; прагматические элементы общения; профессиональные коммуникативные стратегии

Полный текст статьи

Скачать

УДК

811.111+669:372.8

Страницы

36-44

Список литературы

1. ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010. URL: http://минобрнауки.рф/документы/924 (дата обращения: 18.03.2014). 2. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 3. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 4. Герасимова И.Г. Формирование межкультурной компетенции студентов геологических специальностей в процессе обучения профессиональному общению на английском языке: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 5. Рогова Г.В., Сахарова Б.Е. Методика обучения иностранному языку. М., 1999. 6. Hofstede G. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA, 1980. 7. Trompenaars F. and Hampden-Turner Ch. Riding the Waves of Culture: Understanding Diversity in Global Business. N. Y., 1997. 8. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 9. Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment. Language policy unit, Strasbourg, 2003. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (дата обращения: 16.03.2014). 10. Дорохов Р.С. Формирование прагматической компетенции студента-переводчика // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 140-143. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie -pragmaticheskoy-kompetentsii-studenta-pere vodchika (дата обращения: 12.04.2014). 11. Беспалова С.В. Коммуникативно-прагмати-ческая организация обучения иностранным языкам (Немецкий язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2003. 12. Андреева В.Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2009. 13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387-415. 14. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 15. Варнавских Н.В. Типологические черты речевого поведения русско- и англоговорящих адвокатов: Прагмалингвистический подход: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2004. 16. Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь / отв. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.

Поступила в редакцию

2014-04-23

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.