Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи

Аннотация

Рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза. ИСПД преподавателя рассматривается как интегральная динамическая характеристика индивидуальности, представляющая собой относительно-устойчивую открытую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально-своеобразных действий и характеризующая специфику взаимодействия преподавателя со студентами в процессе педагогической деятельности. Доказано, что особенности развития и реализации ИСПД (неравномерность и неодинаковость) обусловлены психофизиологическими, возрастными, индивидуально-творческими характеристиками, имеющимся педагогическим опытом. Обоснована структура ИСПД как устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля. Выделены особенности взаимовлияния индивидного и интеллектуального компонентов ИСПД. Раскрыто содержание интеллектуального компонента в структуре ИСПД, определено соотношение интеллекта и критического мышления, которое рассмотрено как профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий индивидуальную рефлексивно-аналитическую позицию педагога и проявляющийся в понимании и анализе проблемных аспектов взаимодействия со студентами, оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач, готовности к разумному отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений возникающих научно-педагогических проблем. Стиль критического мышления, как составляющий ИСПД, показывает степень интеллектуального развития преподавателя, уровень соответствия его когнитивной сферы требованиям профессиональной деятельности. Проанализировано влияние различных стилей мышления на процесс развития ИСПД.

Ключевые слова

преподаватель вуза; индивидуальный стиль педагогической деятельности; индивидуально-типологические особенности; нейродинамические свойства; структура; интеллект; стиль мышления; критическое мышление; конвергентное и дивергентное мышление

Полный текст статьи

Скачать

УДК

371.1+378

Страницы

51-59

Список литературы

1. Макарова Л.Н., Юрьева М.Н. Интегративно-ресурсный подход как ведущий методологический ориентир развития критического мышления преподавателя и студента // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 138-148. 2. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. 3. Макарова Л.Н. Индивидуально-типологи-ческие особенности преподавателя вуза // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. С. 267-272. 4. Синергетика и методы науки / под ред. М.А. Басина. СПб., 1998. 5. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М., 1998. 6. Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте = On Intelligence. М., 2007. 7. Xилл Т.И. Современные теории познания. М., 1985. 8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998. 9. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. М., 2005. 10. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М., 1977. 11. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 12. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. 13. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Обоснование алгоритмических способов построения индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателя и студента // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 108-115. 14. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. М., 2005. 15. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 16. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва; Томск, 1997. 17. Григоренко Е.Л., Стернберг Р.Дж. Стили мышления в школе // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. № 3. С. 34-41. 18. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.

Поступила в редакцию

2014-06-30

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.