Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку в вузе

Аннотация

Учебно-познавательная компетенция является, с одной стороны, одной из ключевых компетенций, формируемых у студентов в системе высшего профессионального образования. С другой – выступает одним из компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, является целью обучения иностранному языку на разных этапах обучения. Дается определение учебно-познавательной компетенции, разрабатывается содержание обучения учебно-познавательной компетенции в рамках иноязычной коммуникативной компетенции. Анализ исследований позволил предложить следующее определение учебно-познавательной компетенции: знания, умения и способности осуществлять самостоятельную познавательную и учебную деятельность в области изучения иностранного языка и культуры. В структурном плане учебно-познавательная компетенция как компонент иноязычной коммуникативной компетенции включает в себя следующие компоненты: знания природы познания и процесса обучения, индивидуальных особенностей человека по изучению иностранных языков; специфики изучаемого языка и культуры, современных подходов и методов изучения иностранных языков, современных технологий обучения языкам, умения и способности целеполагания, формулировать достигаемый результат учебно-познавательной деятельности, планировать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность, выбирать индивидуальную траекторию достижения учебной цели (развития речевых умений, формирования языковых навыков, изучения культуры страны изучаемого языка), определять и выбирать подходы и методы для достижения поставленной цели, отбирать необходимые средства для достижения поставленной цели, осуществлять отбор содержания обучения, вносить корректировки в выбранную траекторию обучения и / или результат учебно-познавательной деятельности, осуществлять самооценку промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры, проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, самосовершенствоваться и учитывать предыдущий положительный и отрицательный опыт в последующей учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова

ключевые компетенции; учебно-познавательная компетенция; иноязычная коммуникативная компетенция; номенклатура учебно-познавательных умений

Полный текст статьи

Скачать

УДК

811.111

Страницы

35-42

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» (степень бакалавр). М., 2010. 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61. 4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эйдос: интернет-журнал. 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 19.09.2014). 5. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1). P. 1-48. 6. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication / еd. by J. Richards, R. Schmidt. L., 1983. P. 2-27. 7. Savignon S. Communicative competence: Theory and classroom practice. Boston, 1983. 8. Savignon S. Communicative competence: an experiment in foreign language teaching. Language and the teacher: a series in applied linguistics. Philadelphia, 1972. 9. Savignon S.J., Sysoyev P.V. Cultures and comparisons: strategies for learners // Foreign Language Annals. 2005. № 38 (3). P. 357-365. 10. Savignon S.J., Sysoyev P.V. Sociocultural strategies for a dialogue of cultures // The Modern Language Journal. 2002. № 86 (4). Р. 508-524. 11. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. 12. Гусева О.И., Токарева Л.В. Формирование учебно-познавательной составляющей иноязычной коммуникативной компетентности // Преподаватель высшей школы в XXI в.: материалы Международной научно-практи-ческой интернет-конференции. М., 2011. 13. Ден А. Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении чтению на иностранном языке студентов старших курсов языковых вузов (на материале корейского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 14. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 15. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителя. М., 2002. 16. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. № 3. С. 2-12. 17. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11. 18. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 121-131.

Поступила в редакцию

2014-10-01

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.