Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Научная деятельность преподавателей Московской духовной семинарии в конце XIX – начале XX в.

Аннотация

Рассмотрены основные аспекты научной деятельности преподавателей Московской духовной семинарии в конце XIX – начале XX в. Изучено влияние ее внутренней среды на результаты церковно-исторических и богословских исследований ученых-преподавателей, соотношение научных занятий с их преподавательской деятельностью и влияние на курсы преподаваемых ими наук, а также научные связи семинарии с академическим и университетским пространством. Сделан вывод об отрицательном влиянии учебной деятельности педагогов семинарии на результативность исследовательской деятельности из-за частого несовпадения научной специализации выпускников духовной академии с профилем кафедры, на которой они преподавали. Вместе с тем высказано мнение о положительной роли, которую играло нахождение семинарии в крупном научном центре (г. Москва), что открывало для ее преподавательского состава широкие возможности для проведения серьезных богословских и церковно-исторических исследований.

Ключевые слова

Московская духовная семинария; средняя духовная школа; научная деятельность; преподаватели.

Полный текст статьи

Скачать

УДК

93

Страницы

124-129

Список литературы

1. Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. М., 2009. 2. ОР РГБ (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Ф. 250. К. 2. Ед. хр. 2. 3. Покровский А.И. Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологети-ческого исследования. Сергиев Посад, 1901. 4. Голубцов С., протодиак. Профессура и сотрудники Московской духовной академии в начале XX века. Основные биографические сведения. М., 1999. 5. Снегирев Р., прот., Петров А.Е. Введенский Дмитрий Иванович // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 353-354. 6. Сухова Н.Ю. «Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим священническим сословием…». Переписка профессора Свято-Сер-гиевского православного богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской православной церкви за границей Василия Виноградова (1956–1959) // Вестник ПСТГУ. Т. 2. № 3 (46). С. 71-122. 7. Дубинский А.Ю., Серафим (Питерский), игум., Мелетия (Панкова), мон. Доброклонский Александр Павлович // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 353-354. 8. Доброклонский А.П. Сочинение Факунда, епископа Гермианского, «В защиту трех глав»: историко-критическое исследование из эпохи V Вселенского собора. М., 1880. 9. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви. М., 1884. Вып. 1; М., 1886. Вып. 2; М., 1889. Вып. 3; М., 1893. Вып. 4. 10. Доброклонский А.П. Иноземные влияния, самодеятельность и прогресс в истории Русской церкви // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. № 4. С. 163-186. 11. Доброклонский А.П. История богослужения в новейший (синодальный) период Русской церкви // ДЧ (Душеполезное чтение). 1894. № 3. С. 447-454; № 4. С. 644-650. 12. Доброклонский А.П. О новооткрытых изречениях Иисуса Христа // МЦВ (Московские церковные ведомости). 1898. № 2. С. 22-23. 13. Доброклонский А.П. Религиозность в древней и новой России // ДЧ. 1893. № 12. С. 624-636; 1894. № 1. С. 154-167; № 2. С. 318-327. 14. Доброклонский А.П. Св. Стефан, еп. Пермский // МЦВ. 1896. № 16. С. 199-201. 15. ЦИАМ (Центральный исторический архив г. Москвы). Ф. 234. Оп. 1. Д. 2119. 16. Доброклонский А.П. Преподобный Федор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1: Его эпоха, жизнь и деятельность. Одесса, 1913; Ч. 2: Его творения. Одесса, 1914. Вып. 1. 17. ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 2. Д. 513. 18. Нечаев П.В. Теизм, как проблема разума. Герман Ульрицы: К вопросу о методологии научно-философского обоснования теизма. Сергиев Посад, 1916. 19. Розанов Н.П. Обозрение посланий святых апостолов. Вып. 1. Соборные послания. Вып. 2. Послания святого апостола Павла. Вып. 3. Апокалипсис. Об откровении святого Иоанна Богослова. М., 1886. 20. ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2028. 21. ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 2. Д. 477. 22. Вержболович М.О. Записки по дидактике. Сергиев Посад, 1912. 23. Лопухин А.П. Толковая Библия. Т. 5. Спб., 1908; Т. 6. Спб., 1909; Т. 7. Ч. 1. Спб., 1910, Ч. 2, Спб., 1913; Т. 10. Спб., 1912; Т. 11. Спб., 1913. 24. Вержболович М.О. Внутренняя или доктринальная сторона спиритизма // ДЧ. 1900. Т. 3. С. 171-183. 25. Вержболович М.О. Обзор главнейших направлений русской психологии // ВиР (Вера и Разум). 1895. Т. 2. Ч. 1-2. 26. Вержболович М.О. Отношение философии к учению Божественного откровения // Московские епархиальные ведомости. 1897. 27. Вержболович М.О. Психологические основания религии // ВиР. 1898. № 18. С. 199-220. 28. Вержболович М.О. Современный оккультизм в его основах и научном приложении // ВиР. 1902. № 19. С. 237-250; № 20. С. 291-328. 29. Вержболович М.О. Спиритизм перед судом науки и христианства // ДЧ. 1900. Т. 2. С. 21-37 (Отд. изд. Спб., 1903). 30. Вержболович М.О. Философское самообразование при посредстве современной нам философской литературы // ВиР. 1900. № 10. С. 451-472. 31. ОР РГБ. Ф. 763. К. 2. Ед. хр. 6. 32. Венедикт (Алентов) иером. Чин таинства елеосвящения. Историко-литургический очерк. Сергиев Посад, 1917. 33. ОР РГБ. Ф. 763. К. 10. Ед. хр. 8. 34. Минин П.М. Главные направления древнецерковной мистики // Богословский вестник. 1911. № 12. С. 823-838; 1913. № 5. С. 151-172; 1914. № 6. С. 304-326. № 9. С. 42-68. 35. Минин П.М. Мистицизм и его природа // БВ. 1911. № 4. 23. С. 795-817, № 5. С. 85-112 (Отд. изд. Сергиев Посад, 1913). 36. Минин П.М. Главные направления древнехристианской мистики. Сергиев Посад, 1916.

Поступила в редакцию

2013-11-22

Название раздела в выпуске

История и политология

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.