Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Эволюция и внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс студента в наукоемкой образовательной среде

Аннотация

Рассматриваются основные этапы становления дистанционных образовательных технологий и информационно-коммуникационных средств, послужившие непрерывным источником создания и внедрения инноваций в образование и обучение. Представлены основные этапы эволюции информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов. Первые этапы характеризуются развитием компьютерных коммуникаций и попытками внедрения их в образовательный процесс. Последующие этапы характеризуются бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением термина «дистанционное обучение», происходит признание технологий дистанционного обучения на уровне государства. Современные этапы характеризуются обилием систем дистанционного обучения и систем контроля знаний, эволюция технологий изменила как методики обучения, так и содержание образования. Происходит активное использование ресурсов веб 2.0, развитие технологий общения в Cети, их ориентация на социальные потребности людей, использование их для обеспечения профессионально-ориентированного диалога в мировом информационном пространстве. Учебный процесс при дистанционном обучении студента включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса. Показана интеграция этих форм в дистанционное обучение. Рассмотрены основные организационные формы педагогической деятельности, используемые для реализации совместных образовательных программ дистанционного обучения студентов в наукоемкой образовательной деятельности.

Ключевые слова

дистанционные технологии; инновации; образование; информационно-комму-никационные технологии

Полный текст статьи

Скачать

УДК

378

Страницы

46-54

Список литературы

1. Уваров А.Ю. Компьютерные коммуникации в учебном процессе // Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 12-20. 2. Каймин В.А. Дистанционное обучение и сертификация преподавателей информатики // Информационные технологии в образовании: материалы 3 Международной конференции-выставки. Секция D. М., 1994. URL: http:// ito.edu.ru/1994/d/d-0-099.html (дата обращения: 1.10.2014). 3. Николаев В.И., Тарараев Д.А. Первая международная конференция по дистанционному обучению в России // Специалист. 1994. № 10. 4. Вислобокова М.В. Использование средств дистанционного обучения в качестве инструментов познания // Информационные технологии в образовании: материалы 6 Международной конференции-выставки. Секция C. М., 1997. URL: http://ito.su/1997/C/C104.html (дата обращения: 1.10.2014). 5. Кудрявцев В.Л. Информационные образовательные технологии и их использование при дистанционных формах обучения // Информационные технологии в образовании: материалы 7 Международной конференции-выс-тавки. Секция 3. М., 1998. URL: http://ito. edu.ru/1998/3/KUDR1.html (дата обращения: 1.10.2014). 6. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. Полат. М., 1998. 7. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. 1998. № 4. С. 65-77. 8. Первин Ю.А. Модель дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс // Информационные технологии в образовании: материалы 9 Международной конференции-выставки. Секция 3. М., 1999. URL: http: //ito.edu.ru/1999/III/2/33258.html (дата обращения: 1.10.2014). 9. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26-30. 10. Яшин А.М., Смолянинова О.Г. Использование локальных сетевых ресурсов при обучении будущих учителей информатики информационным системам и базам данных // Информационные технологии в образовании: материалы 10 Международной конференции-выстав-ки. Секция 3. М., 2000. URL: http://ito.edu.ru/ 2000/III/2/255.html (дата обращения: 1.10.2014). 11. Никитина Е.Ю. Опыт дистанционного преподавания информатики студентам гуманитарных отделений вузов // Информационные технологии в образовании: материалы 12 Международной конференции-выставки. Секция 3. М., 2002. URL: http://ito.edu.ru/ 2002/III/2/III-2-804.html (дата обращения: 1.10.2014). 12. Березин Н.А. Система дистанционного обучения и контроля знаний в области программирования и информатики // Информационные технологии в образовании: материалы 17 конференции-выставки. Секция 3. М., 2007. URL: http://ito.edu.ru/2007/Moscow/III/2/III-2-7043.html (дата обращения: 1.10.2014). 13. Kuiper К., McMurtrie C., Ronald G. E-lectures within an integrated multimedia course design // J. of Open, Flexible and Distance Learning. 2005. Vol. 9. № 1. P. 37-45. 14. Мирзабекова О.В., Хохлов А.В. Использование возможностей веб-технологий для дистанционного обучения теоретической механике студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 2. С. 203-208. 15. Сергеев А.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 89-94. 16. Koole M., Janice L., McQuilkin, Mohamed Ally. Mobile Learning in Distance Education: Utility or Futility? // International Journal of E-Learning & Distance Education. 2010. Vol. 24. № 2. P. 59-82. 17. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 5 (85). С. 222-235. 18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М., 2004.

Поступила в редакцию

2014-10-22

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.