Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования

Аннотация

Рассмотрена проблема формирования позитивной социальной направленности студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения высшего образования. Показана актуальность этого процесса в условиях становления рыночной экономики и внедрения Болонского процесса, порождающего существенные изменения в организации, целях, задачах учебно-вос-питательного процесса. В контексте социально-педагогического исследования представлена доминирующая роль студенческого коллектива в формировании позитивной направленности. Отмечена важность целенаправленного влияния воспитательной системы на формирование целостной, позитивно ориентированной личности. Существенным компонентом современной модели воспитания специалиста является становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях. В ходе исследования было продемонстрировано, что при условии обеспечения эффективного сотрудничества руководства, преподавателей со студенческой молодежью и малыми группами студентов (академической группой, учебным курсом, факультетом, в т. ч. со студенческим самоуправлением, волонтерскими молодежными объединениями, малыми группами по интересам) формирование позитивной социальной направленности оптимизируется. Данная разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, которые обеспечивают эффективность развития личности в направлении позитивной установки. Такая трактовка не исключает значимости целенаправленного воздействия штатных преподавателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи. Эффективность проведенной работы подтверждена лонгитюдным характером исследования.

Ключевые слова

социальная направленность; современная рыночная экономика; модернизация высшего образования; социальное воспитание; социализация; малая группа

Полный текст статьи

Скачать

УДК

378+37.035

Страницы

21-26

Список литературы

1. Болгова М.А., Авдеева А.Н. Развитие студенческого самоуправления на примере факультета управления и дизайна РГУТиС // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика ХХI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2013. С. 41-44. 2. Болгова М.А. Технологии социальной работы с молодежью // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика ХХI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2014. С. 28-30. 3. Болгова М.А. Человеческий потенциал проблемы трудовых ресурсов (на примере туризма и гостеприимства) // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 116-120. 4. Дубицкий В.В. Преподавателю нужно быть социологом? // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 134-137. 5. Банников С.А. Стратегии решения конфликтных ситуаций в организации // Вестник Академии. 2008. № 3. С. 66-67. 6. Крюкова Е.М., Макеева Д.Р. Роль экспертов в оценке и сертификации квалификаций персонала сферы сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 9-14. 7. Болгова М.А. Управление организационной культурой в образовательных организациях высшего образования (занятых в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства) // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 4-8. 8. Гаврилов А.Ю., Титова Т.В. Управление и самоуправление в образовательной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 64-71. 9. Дубицкий В.В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 119-123. 10. Крюкова Е.М. Апробация методики использования индекса эффективности системы управления // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 36. С. 91-107. 11. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 62-66. 12. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Развитие высшего образования в условиях современной экономики // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 9 (56). С. 81-88. 13. Федулин А.А. Профессионализм - требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 12-13.

Поступила в редакцию

2015-04-02

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.