Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Педагогическая концепция Гастона Башляра

Аннотация

Показано, что педагогическая концепция Г. Башляра связана с его философией науки, в которой главными были идеи рационализма, историчности форм мышления, психологизм. Выявлено, что критика чувственного опыта с позиций психоанализа, убеждение в превосходстве «разума» как инструмента познания, сциентистская вера в современную науку как в высшее достижение культуры - эти положения стали основой его педагогической теории. Задачей его педагогики является формирование критического концептуального мышления путем преодоления в психике ученика «эпистемологических препятствий», бессознательных комплексов, которые мешают объективному познанию реальности и заменяют его проекциями бессознательного. Проанализировано понятие «эпистемологического профиля» индивидуального мышления, которое нацелено, во-первых, на психоаналитическую критику архаичных форм мышления, во-вторых, на педагогическую работу с учащимися. В обоих случаях речь идет о подавлении психологических комплексов и трансформации интеллекта в направлении развития форм мышления, которые соответствуют неклассической науке. Продемонстрирован пример использования педагогической концепции Г. Башляра во Франции в практической работе с учащимися. Дается критика сциентистских убеждений философа и сверхрационализма, которые привели к односторонности его педагогики, излишне критичной в отношении здравого смысла и практической жизни.

Ключевые слова

Г. Башляр; педагогика; эпистемологическое препятствие; рационализм; психоанализ

Полный текст статьи

Скачать

УДК

37.013.46

Страницы

30-36

Список литературы

1. Дроздова Д.Н. Школьники в музее научной революции: Гуссерль, Койре и Башляр в дискуссии об общественном восприятии науки // Новое литературное обозрение. 2011. № 107. С. 71-77. 2. Башляр Г. Прикладной рационализм // Башляр Г. Избранное: Научный рационализм / пер. А.Ф. Зотова, Л.П. Илиевой. Москва; Санкт-Петербург, 2000. 3. Yousfi L. Gaston Bachelard: Une philosophie à double visage // Sciences Humaines. 2012. Vol. 11. № 242. P. 31-50. 4. Bertrand Y. Théories contemporaines de l’éducation. Ottawa, 1993. 5. Gilbert J. Gaston Bachelard et la pédagogie Freinet. URL: http://pdf.net/bachelard-pdf-books-pdf.html (accessed: 14.07.2015). 6. Jean G. Bachelard: L’enfance et la pédagogie. P., 2011. 7. Fabre M. Éducer pour une monde problématique. P., 2011. 8. Freire P. Pédagogie de l’autonomie. P., 2013. 9. Canat S. Élèves troublants? // Enfance & Psy. 2011. Vol. 4. № 53. P. 122-130. 10. Caillaud P. Utiliser la demarche expérimentale avec des élèves en difficulté // La nouvelle revue de l’adaptation et de la scolarisation. 2010. Vol. 2. № 50. Р. 191-205. 11. Башляр Г. Философское отрицание (Опыт философии нового научного духа) // Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. 12. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. 13. Cariou D. Doussot Sylvain. Didactique de l’histoire // Revue française de pédagogie. 2013. Vol. 1. № 182. P. 147-149. 14. Bachelard G. La formation de l’espris scientifique. P., 1960.

Поступила в редакцию

2015-07-29

Название раздела в выпуске

Опыт организации современного образования

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.