Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Модель профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В условиях интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество одним из приоритетных вопросов является профессиональная подготовка специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде. Целью исследования явилась разработка и обоснование концепции компетентностного подхода и модели ее реализации в профессиональной подготовке специалистов. Представлена модель профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе компетентностного подхода в вузе. Модель включает совокупность взаимосвязанных целевого, содержательного, методического, процессуального, критериально-оценочного, результативного компонентов. Раскрыт содержательный блок, включающий компоненты содержания, отражающиеся в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях. Выделены аспекты, обусловливающие общие и специфические потребности инклюзивного образования. Дана характеристика методического обеспечения подготовки специалистов к работе в инклюзивной группе детей. Проанализирован критериально-оценочный компонент профессиональной подготовки специалистов инклюзивной сферы на основе компетентностного подхода, характеризующий ее на различных уровнях. Представлены показатели оценки, отражающие мотивационную, когнитивную и деятельностную сферы. Сделан вывод о возможностях реализации представленной модели в условиях вуза.

Ключевые слова

модель; профессиональная подготовка; специалист; дети с ограниченными возможностями здоровья; компетентностный подход; высшее учебное заведение

Полный текст статьи

Скачать

УДК

378.096

Страницы

57-62

Список литературы

1. Воронцова В.Г., Курлов В.Ф. Постдипломное образование: предпочтения учителей и возможности существующей системы // Директор школы. 1998. № 4. С. 21-26. 2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. 3. Тимохина Т.В. Перспективы развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе // Перспективы науки и образования. 2015. № 2 (14). С. 91-95. 4. Федорова М.А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов в личностно развивающем профессиональном образовании. Орел, 2011. 5. Гольдберг М.А. Профессиональные компетенции. Как их оценить и повысить? URL: http://www.rosbo.ru/articles.php (дата обращения: 19.01.2015). 6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал Эйдос. URL: http://eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (дата обращения: 20.01.2015). 7. Brackenreed D. Inclusive education: identifying teachers’ strategies for coping with perceived stressors in inclusive classrooms // Canadian Journal of Educational Administration and Policy, 2012. URL: http://www.eric.ed.gov/ contentdelivery/servlet/ERICServlet?accno=EJ936704 (дата обращения: 20.01.2015). 8. Cagran B., Schmidt M. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. 2011. V. 37. № 2. 9. Forlin C., Chambers D. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. V. 39. № 1. 10. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. 11. Маркова А.К. Психология профессионализма URL: http://knigadoma.ru (дата обращения: 19.01.2015).

Поступила в редакцию

2015-07-20

Название раздела в выпуске

Опыт организации современного образования

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.