Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Психолого-педагогические условия формирования межкультурных умений студентов на основе коммуникативно-этнографического подхода

Аннотация

Коммуникативно-этнографический подход является одним из инновационных подходов к формированию межкультурной компетенции обучающихся в условиях погружения в аутентичную социокультурную среду. Под ним понимается один из культуроведческих подходов, направленных на изучение иностранного языка и культуры в условиях погружения обучающихся в языковую и социокультурную среду. Соединением двух терминов - «коммуникативный» и «этнографический» в названии подхода - делается акцент на двух неотъемлемых составляющих межкультурного общения. «Коммуникативная» составляющая обозначает одну из основных целей обучения - обучение иностранному языку как средству общения через общение с представителями разных стран и культур. «Этнографическая» - акцентирует важное условие реализации процесса обучения иностранному языку и культуре - обучающиеся должны находиться в языковой и социокультурной среде и выступать исследователями-этнографами, наблюдающими и изучающими иностранный язык и культуру посредством наблюдения за коммуникативным поведением представителей страны изучаемого языка и общения с ними. Вместе с тем, несмотря на свой дидактический и методический потенциал, коммуникативно-этнографический подход не нашел системного воплощения в отечественной системе образования. Обоснованы и описаны психолого-педагогические условия успешного формирования межкультурных умений студентов на основе данного подхода. Выделяются следующие условия: а) мотивация студентов формировать межкультурную компетенцию в условиях погружения; б) погружение в аутентичную культурную и языковую среду; в) использование в обучении проблемных культуроведческих заданий и методов этнографии.

Ключевые слова

коммуникативно-этнографический подход; погружение; межкультурная коммуникация; коммуникативная компетенция

Полный текст статьи

Скачать

УДК

378.046.4

Страницы

63-72

Список литературы

1. Алмазова Н.И., Попова Н.В. Теоретические и прикладные аспекты вузовского инновационного процесса (на примере дисциплины иностранный язык) // Инновации в образовании. 2014. № 3. С. 5-17. 2. Гураль С.К. Мировоззрение, картина мира, язык: лингвистический аспект взаимоотношения // Язык и культура. Томск, 2008. № 1. С. 14-21. 3. Гураль С.К., Митчелл П. Формирование профессионального дискурса на основе принципов интерактивного обучения языку, разработанных профессором Гарвардского университета Вилгой М. Риверс для неязыковых специальностей (опыт Томского государственного университета) // Язык и культура. Томск, 2008. № 4. С. 5-10. 4. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11. 5. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996. 6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. 1 февраля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8. htm (дата обращения: 04.05.2015). 7. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2003. 8. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М., 2003. 9. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14. 10. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI в. // Язык и культура. Томск, 2009. № 2. С. 96-110. 11. Сысоев П.В. Коммуникативно-этнографический подход к обучению иностранному языку и культуре: новые задачи и новые возможности в XXI в. // Иностранные языки в школе. 2015. № 1. С. 9-22. 12. Сысоев П.В. Основные положения коммуникативно-этнографического подхода к обучению иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 184-202. 13. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М., 1991. 14. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва; Воронеж, 1996. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. 17. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. № 1. С. 42-47. 18. Byram M. Assessing intercultural competence in language teaching // Sprogforum. 2000. № 18. Vol. 6. P. 8-13. 19. Byram M., Fleming M. Language Learning in Intercultural Perspective: Approach Through Drama and Ethnography. Cambridge, 1998. 20. Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. Казань, 1972. 21. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М., 2001.

Поступила в редакцию

2015-06-16

Название раздела в выпуске

Опыт организации современного образования

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.