Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи

Аннотация

Обращается внимание на усиливающуюся роль семьи в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни, вызванные этим проблемы. Их решение требует психолого-педагогической поддержки, начальным этапом которой является социально-психологи-ческое изучение семьи. Обосновывается специфика социально-психологического подхода к изучению семьи в современных социально-экономических условиях, заключающаяся, с одной стороны, в поиске объективных критериев для различения типов семьи, а с другой - в определении содержательной характеристики семьи как естественной малой группы и особенностей воздействия конкретного типа семьи на личность. Отмечается необходимость соотнесения и интеграции социологического и психологического подходов к изучению семьи, каждый из которых имеет свои традиции исследования групп. Рассматриваются специфика названных подходов и их роль в едином социально-психоло-гическом подходе к изучению семьи. Определяются цель и задачи социально-психологического изучения семьи как направления профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов на основе социально-психологического подхода. Раскрывается содержание общих и частных принципов социально-психологического изучения семьи, основных этапов этого процесса: установление необходимости изучения семьи; общее знакомство с семьей; анализ результатов исследования и выдвижение гипотез о причинах проблем семьи; социально-психологический диагноз семьи.

Ключевые слова

семья; семейные дисфункции; диагноз семьи; семейный потенциал; социально-психологический подход

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-95-99

УДК

37.032

Страницы

95-99

Список литературы

1. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В. А. Сластенина. М., 2001. 2. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей: монография. М., 1996. 3. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2008. 4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2005. 5. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи. Липецк, 2012. 6. Кратохвил С. Основные типы семейных проблем и их решение // Психология семьи. Хрестоматия. Самара, 2002. 7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. 8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. 9. Абрамова Г.А. Практическая психология. М., 2001. 10. Иванова Л.К. Методы социально-психологического исследования семьи. Тамбов, 2003.

Поступила в редакцию

2016-02-15

Название раздела в выпуске

Вопросы социальной педагогики и социальной работы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.