Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ

Аннотация

Рассмотрены цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ, которые были сформулированы на основании требований общества и государства к компетенциям современных специалистов. К целям были отнесены: 1) формирование иноязычной коммуникативной компетенции; 2) развитие межкультурной коммуникативной компетенции; 3) обучение иностранному языку для специальных целей. В качестве задач были определены: 1) обучение английскому языку как средству международного общения; 2) развитие умения общаться на иностранном языке в определенной профессиональной сфере; 3) формирование специальных профессиональных компетенций на иностранном языке; 4) развитие интеллектуальной, психологической и социальной компетенций; 5) создание положительной мотивации к изучению иностранного языка; 6) интенсификация обучения иностранному языку. Также были обозначены необходимые компетенции, формируемые в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (владение специальной терминологией, умение общаться на общеэкономические и специализированные темы, умение делать презентации и вести переговоры, вести деловую переписку и т. д.), обозначены качества, необходимые профессионалу для успешного выполнения своей деятельности (критическое мышление, творчество, умение работать с большим объемом информации, самостоятельно решать профессиональные проблемы, умение переносить знания из одной области в другую и т. д.). Для достижения поставленных целей и задач были выделены следующие подходы и технологии обучения: междисциплинарный подход, личностно-ориентированное обучение, технология «развития критического мышления», технология проблемного или проектного обучения, применение компьютерных интерактивных программ, контекстное обучение иностранному языку, корпоративные формы обучения, создание в компании иноязычной корпоративной среды.

Ключевые слова

иноязычная коммуникативная компетенция; межкультурная коммуникативная компетенция; профессионально-ориентированное обучение иностранному языку; интеллектуальные; психологические и социальные компетенции; междисциплинарный подход; контекстное обучение; корпоративные формы обучения; иноязычная корпоративная среда; мотивация; интенсификация обучения

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-18-31

УДК

378.375

Страницы

18-31

Список литературы

1. Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам (в вузах неязыковых специальностей) // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www. edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.01.01.htm (дата обращения: 05.08.2016). 2. Суслова О.И. Образование в течение жизни - актуальность и проблемы последипломного обучения иностранным языкам выпускников неязыковых вузов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 122-127. 3. Смоленцева Н.М. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов медицинского колледжа // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С. 139-143. 4. Гайфуллина Л.П. Профессиональная направленность в преподавании английского языка специалистам речного флота // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С. 132-134. 5. Банарцева А.В. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку для специальных целей // Проблемы обучения английскому языку в новой образовательной среде / под ред. Т.Н. Лисицыной. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 15-17. 6. Богданова Е.Н. Профессионально-ориентированная лингвистическая подготовка специалиста в пространстве технического вуза // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С.127-132. 7. Свиридон Р.А. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов как одно из условий интернационализации современного образования // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 134-138. 8. van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 2000. Vol. 1: Scope. URL: https://www.coe.int/t/dg4/ linguistic/Source/SourcePublications/Scope_Van Ek_EN.doc (accessed: 05.08.2016). 9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с. 10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам // Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с. 11. Аничкина О.Н. Компетентностный подход в обучении английскому языку // Проблемы обучения английскому языку в новой образовательной среде / под ред. Т.Н. Лисицыной. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 8-14. 12. Putistina O.V. Developing students’ professional communicative competence in the English classroom // Проблемы обучения английскому языку в новой образовательной среде / под ред. Т.Н. Лисицыной. Мурманск: МГГУ, 2011. P. 63-65. 13. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/ dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (accessed: 05.08.2016). 14. Using the CEFR: Principles of Good Practice. Cambridge: University of Cambridge, 2011. 31 p. 15. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 36 с. 16. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 152 с. 17. Сушкова Н.А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 21 с. 18. Мыльникова С.А. Корпоративное обучение межкультурной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. Вып. 37. С. 284-288. 19. Мухаркина С.А. Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции специалиста в постиндустриальном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 65. C. 435-438. 20. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 47 с. 21. Соколов С.В. Корпоративное обучение иностранным языкам в России и его роль в преодолении языкового барьера в профессиональной среде // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика. 2011. № 4. С. 145-148. 22. Савельева М.В. Межкультурная коммуникация как обязательный тематический компонент в дисциплинах по иностранному языку при обучении студентов технических направлений // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2013. С. 129-133. 23. McKay S.L. Pragamatics and EIL pedagogy // English as an international language: Perspectives and Pedagogical Issues. Bristol: Multilingual Matters, 2009. P. 227-241. 24. Seidlhofer B. A Concept of International English and Related Issues: From ‘Real English’ to ‘Realistic English’? Strasbourg: Council of Europe, 2003. 28 p. 25. Crystal D. English as a Global Language. Cambridge, Cambridge University Press, 2003. 212 p. 26. The evolution of English in the international community. URL: http://www.globalenglish. com/blog/2014/07/23/the-evolution-of-english-in-the-international-community/ (accessed 05.08.2016). 27. Кузьмина Л.Г. Понятие «иностранный язык для специальных целей»: вчера, сегодня, завтра // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 7-10. 28. Малюгина А.В. Лингводидактические аспекты преподавания Business English на экономическом факультете // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 44-45. 29. Морозова О.Н. Основные задачи профессионально-ориентированного обучения иност-ранным языкам // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 27-28. 30. Гаврилова Е.А., Тростина К.В. Инновационный продукт по английскому языку для специальных и профессиональных целей. Концепция. Проблемы. Решения // Инновационные методики преподавания иностранного языка / под ред. И.Л. Экаревой, Ю.Н. Бузиной. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. С. 38-44. 31. Степкина Т.Н. Деловой мир и деловое общение в структуре курса иностранный язык // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 45-46. 32. Фролова Т.П. Обучение иноязычной диалогической речевой деятельности с учетом специфики профессиональной деятельности юристов // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С. 147-150. 33. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов / пер. с нем. М.: Генезис, 2010. 360 с. 34. Мидова В.О. Технология «Развитие критического мышления» на занятиях иностранного языка // Инновационные методики преподавания иностранного языка / под ред. И.Л. Экаревой, Ю.Н. Бузиной. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. С. 90-93. 35. Пызина Е.В. Использование блогов для формирования профессиональных компетенций переводчиков технической литературы // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 19-25. 36. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Концептуальный аспект диверсификации образования взрослых в современном социуме // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сб. материалов 6 Междунар. методолог. семинара. СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. С. 108-115. 37. Стеблецова А.О. Метод проектов в практике преподавания иностранного языка в медицинском вузе // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 34-35. 38. Денисов М.К. Интегрированное обучение иностранному языку и культуре в контексте глобального образования: На старшем этапе в школах с углубленным изучением немецкого языка: дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2003. 287 с. 39. Астапенко Е.В. Развитие у студентов потребности в самообразовательной деятельности в процессе изучения иностранного языка // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 40-44. 40. Игумнова Ж.И. Инновационная составляющая в содержании обучения иностранным языкам для специальных целей // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 12-16. 41. Ахметшина Ю.В. Педагогические основы корпоративного обучения студентов в процессе совершенствования иностранного языка // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 2. С. 1-11. 42. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 175 с. 43. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Владос, 1998. 269 с. 44. Семенков И., Жаворонкова Н. Корпоративные клиенты обучающих организаций // Управление персоналом. 2001. № 3. URL: http:// hrm.ru/korporativnye-klienty-obuchajushhikh-organizacijj (дата обращения: 04.08.2016). 45. Neeley T. Global business speaks english // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/ 2012/05/global-business-speaks-english (accessed: 05.08.2016). 46. Старовойтова А.С. К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 67-73.

Поступила в редакцию

2016-11-12

Название раздела в выпуске

Теория и методика обучения иностранному языку

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.