Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Актуальные подходы к изучению русского языка в школе

Аннотация

Рассмотрена проблема поиска актуальных подходов к изучению русского языка в начальной и основной средней школе. В качестве ведущих выделены три образовательных подхода: культурологический, аксиологический и деятельностный. Концепции культурологического подхода наиболее продуктивно реализуются в школьном курсе обучения русскому языку. Приводятся примеры из учебных материалов по русскому языку альтернативных систем обучения («Планета знаний» и др.). Культурологический подход тесно взаимодействует с педагогической аксиологией. Остро поставлен вопрос о недостатках формирования ценностного отношения к русскому языку как государственному и как языку межнационального общения. Язык должен восприниматься школьниками как истинная жизненная и образовательная национальная ценность, а для педагога он является не только предметом обучения, но и ключевым средством гражданского воспитания учащихся, инструментом профессиональной деятельности. Показано недостаточное воздействие деятельностного подхода к развитию речи в начальных классах. Практико-ориентированное обучение языку декларируется в документах и учебных материалах, в то же время недостает пособий по внедрению точной, чистой, ясной и выразительной речи для младших школьников, практических пособий по совершенствованию речевой деятельности для подростков. Намечены задачи педагогов по решению названных проблем и реализации актуальных образовательных подходов.

Ключевые слова

методика обучения русскому языку; начальная школа; культурологический, аксиологический (ценностный), деятельностный подходы

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-5-14

УДК

373.31+811.161.1

Страницы

5-14

Список литературы

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2005. 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 3. Русский язык / сост. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. М.: АСТ-Астрель, 2016. 4. Кусова М.Л., Чиликова И.А. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры // Начальная школа плюс до и после. 2014. № 6. С. 30-33. 5. Первова Г.М., Маслова М.В. Русский язык как инструмент формирования позитивного образа России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 9 (161). С. 15-22. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-15-22. 6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа. М.: Просвещение, 2011. 7. Бубнова И.А. Как выращивают «новых русских», или В чем состояла цель реформ образования // Литературная газета. 2016. 28 декабря. 8. Larousse P. Grand diktionnaire universel du 19 siecle. P.: Administration du grand Dictionnaire universel, 2008. 9. Лукьянов В.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе 21 века: материалы Международной науч. конф. Вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 221-224. 10. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 2-8. 11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 85-92. 12. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 13. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3-6. 14. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-обще-ния: словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011. 15. Детская риторика в рассказах и рисунках / сост. Т.А. Ладыженская. М.: Баллас, С-Инфо, 1997. 16. Мали Л.Д., Климова С.А. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (развитие речи). Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. 17. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2006. 348 с. 18. Даль В.И. Иллюстрированный словарь живого русского языка. СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001. 560 с. 19. Волкова Т.Н. Аксиологический подход к изучению русского языка в школе // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 12. С. 53-55. 20. Первова Г.М., Чеботарева Т.А. Родной язык как ценность и средство духовно-нравствен-ного воспитания детей и молодежи // Гражданское и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы: сб. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 121-124.

Поступила в редакцию

2017-01-12

Название раздела в выпуске

Теория и методика обучения русскому языку

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.