Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Образовательная политика Екатерины II в практике императорских путешествий

Аннотация

Изучено влияние практики императорских путешествий Екатерины II на правительственную образовательную концепцию. Екатерина II и ее сподвижники долгое время находились в поиске образовательной модели (прежде всего, начальной, средней школы) для Российской империи. Поэтому весьма значимым является изучение обстоятельств складывания екатерининской концепции школьного образования, необходимых для России. Рассмотрено, как ознакомление императрицы с положением дел на местах в ходе ее путешествий стало условием формирования определенных представлений о состоянии образования в России, способствующих выработке дальнейших мероприятий. С другой стороны, проанализировано воздействие личного присутствия императрицы в губернских и уездных городах России на решение конкретных вопросов, связанных с поддержкой местных учебных заведений в России, подготовкой школьной реформы в России. Встречаясь с уязвимыми сторонами образовательных заведений, императрица зримо убеждалась в недостатке их финансирования местными учреждениями. Обосновано, что посещение ряда учебных заведений, недостаточно продвинутая методика образования, невысокий уровень успехов учеников способствовали дальнейшей эволюции ее взглядов в области образовательной политики. Показано, что эти обстоятельства обратили внимание власти на проблему создания государственной массовой школы. Все это закладывало основу будущих преобразований.

Ключевые слова

образовательная политика; просвещенный абсолютизм; гимназия; школьная реформа; народные училища

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-89-97

УДК

94(47)066

Страницы

89-97

Список литературы

1. Малинин В.Н. О системе воспитания Джона Локка. Киев, 1894. 2. Кобеко Д.Ф. Екатерина II и Жан Жак Руссо // Исторический вестник. 1883. № 6. С. 603-617. 3. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980. 4. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002. 5. Madariaga I. de. Catherine II and the foundation of the Russian educational system // Politics and Culture in Eighteenth-Century Russia: Collected Essays by Isabel de Madariaga. Lоndon; New York, 1998. P. 124-149. 6. Болгова А.М. Педагогические воззрения Екатерины II: автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1999. 7. Смагина Г.И. Академия наук и Российская школа: вторая половина XVIII в. СПб., 1996. 8. Артамонова Л.И. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. Самара, 2001. 9. Кинзябулатова Г.Р. Реализация государственной образовательной политики в Казанской губернии во второй половине XVIII в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2013. 10. Камер-фурьерские журналы. СПб., 1767, 1780, 1785, 1787. 11. Донесения, представленные императрице Екатерине II во время путешествия ее в Белоруссию в городах Острове, Порхове, Полоцке, Холме, Старой Руссе, Великих Лук, Луге, Новгороде, Нарве, Могилеве и Пскове (1780) // РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 16. Оп. 1. Д. 381. 12. Рапорты и ведомости разных ведомств и городов, поданные во время путешествия Екатерины II по губерниям в особенности по Белоруссии // РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 382. 13. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 87. Оп. 1. Д. 27. 14. Фаизова И.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999. 15. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанная им самим для своих потомков: в 3 т. Спб., 1871. Т. 2. 16. Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской империи, 5 августа 1786 г. // Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Т. 22. № 16421. С. 646-662. 17. Ibneyeva G. Catherine discovers the Volga region // Jahrbücher für Osteuropas Geschichte. 2008. Bd. 56, H. 3. S. 349-357. 18. Ермолаев И.П., Ермолаев А.И. Предшественница Казанского университета. Казань, 2008. 19. Артемьев А. Казанские гимназии в XVIII в. // Журнал министерства народного просвещения. 1874. Т. 173. С. 32-98; Т. 174. С. 1-52; Т. 176. С. 1-67. 20. Орлов В.Г. [Дневники]. Путешествие по Волге // Орлов-Давыдов В.П. Биографический очерк графа В.Г. Орлова. Русский архив. 1908. Кн. 2. С. 315-345. 21. Артамонова Л.М. «Учили меня еще во младенчестве»: принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII в. // Родина. 2012. № 11. С. 13-15. 22. Посещение Казани императрицей Екатериной II // Спутник по Казани / под ред. Н.П. Загоскина. Казань, 1895. С. 156-172. 23. Древняя записка путешествия императрицы Екатерины II через Псков и Полоцк в Могилев, а оттуда обратно через Смоленск и Новгород // Сборник РИО (Сборник Русского исторического общества). 1867. Т. 1. С. 395-397, 404. 24. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. М., 2005. 25. Артамонова Л.И. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX века в процессе Российской модернизации // Вестник Самарского университета. 2012. № 2-2 (93). С. 57-64. 26. Проекты Частной комиссии об училищах и призрения требующих // Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках / сост. С.В. Рождественский. Спб., 1910. С. 144-257. 27. Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786-1788) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 3. С. 79. 28. Письма императрицы Екатерины II к барону Мельхиору Гримму, 25 мая 1780 г. // Сборник РИО. 1878. Т. 23. 723 с. 29. Об открытии народных училищ // Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1830. Т. 22. № 16425. С. 672. 30. Полетика А. Записки о пребывании императрицы Екатерины II в Киев, в 1787 году, и о свидании ея с Станиславом Августом, королем польским // Сын Отечества. 1843. Кн. 3. № 3-4. С. 1-24. 31. Лубяновский Ф.П. Воспоминания // Русский архив. 1872. С. 98-185, 449-533. 32. Глинка С.Н. Записки. М., 2004. 33. Ibneyeva G.V. Catherine II and J.F. Marmontel’s “Belisarius”: “The general welfare” conception in the consolidation of imperial space // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. № 4. P. 155-163. 34. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II // Экономика образования. 2012. № 2. С. 39-40.

Поступила в редакцию

2017-01-24

Название раздела в выпуске

Отечественная история

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.