Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Аудирование стихотворной речи на уроках русского языка в 5 классе

Аннотация

Решены актуальные в современной методике преподавания русского языка проблемы гармонизации видов речевой деятельности на уроках русского языка и интеграции учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература». В процессе подробного анализа упражнений учебника «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. А.Ю. Купаловой, базирующихся на стихотворном материале, выявлен ряд проблем, связанных с рассмотрением стихов на уроках русского языка: проблема фрагментарности стихотворного материала, используемого на уроках; проблема единого подхода к прозаическим и стихотворным произведениям, нивелирующего каждый из этих типов организации художественной речи; проблема рассогласованности устной и письменной форм стиха в связи с акцентированием графической стороны стихотворного произведения. Основная часть представляет собой описание аудитивных заданий и упражнений, направленных на решение вышеперечисленных проблем. В процессе выполнения таких заданий и упражнений учащиеся распознают стихи среди строк с разным ритмическим рисунком, превращают стихи в прозу, записывают услышанные стихотворные тексты в «столбик» и «лесенкой», работают со строфикой и рифмой стихотворений. Найдены точки соприкосновения предлагаемого им подхода с методикой, отраженной в учебно-методическом комплексе под ред. В.В. Бабайцевой, отталкивается от методических идей, реализованных в учебно-методическом комплексе, варьирует и модифицирует упражнения учебника «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. А.Ю. Купаловой. Кроме того, сформулированы условия, способствующие выполнению аудитивных упражнений, которые базируются на стихотворном материале.

Ключевые слова

аудирование; стихотворная речь; аудитивные задания и упражнения; аудитивные умения; аудиовизуальные средства обучения

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-131-137

УДК

373.31+811.161.1

Страницы

131-137

Список литературы

1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 3. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Ленинград. отд. изд-ва «Советский писатель», 1975. 4. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Лидман-Орлова Г.К., Молодцова С.Н., Пахнова Т.М., Пименова С.Н., Пичугов Ю.С., Талалаева Л.Ф. Русский язык. Практика. 5 кл. / под ред. А.Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2015. 5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л.: Ленинград. отд. изд-ва «Наука», 1978. Т. 5. С. 80-81. 6. Система Станиславского. Работа актера над собой. Процесс воплощения. М.: Эксмо, 2013. 448 с. 7. Паустовский К.Г. Блистающие облака: роман, повести. М.: Эксмо, 2012. 8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 9. Маяковский В.В. Как делать стихи? // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 - 1930). / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Худ. лит., 1959. С. 81-117.

Поступила в редакцию

2016-12-04

Название раздела в выпуске

Теория и методика обучения русскому языку

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.