Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы

Аннотация

Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, актуализируют проблему помощи и социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Исследовавшие эту область отмечают отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения. Диагностика как технология социальной работы позволяет выделить уровень сформированности навыков самостоятельной жизни, скорректировать программы подготовки к самостоятельной жизни детей. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрена как процесс сбора информации о социальной проблеме с целью разработки программы ее решения, включая консультирование, коррекцию, терапию, реабилитацию. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в постинтернатный период. Диагностический инструментарий подбирается с учетом направления учреждения, специфики социума, пола, возраста, образования, жизненного опыта воспитанника; на основе выделенных параметров, критериев и показателей самостоятельности. Важными показателями сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являются знания о жизнедеятельности в различных сферах и соответствующем поведении; способность воспитанников к осознанному выбору, овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения; ответственность и активность при разрешении проблемы. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет оценить их уровень, степень сформированности и своевременно выстроить алгоритм действий по разрешению проблем конкретного ребенка для более эффективной интеграции в общество и профилактики многих противоправных поступков.

Ключевые слова

самостоятельность детей-сирот и детей без попечения родителей; социальная диагностика; подготовка к самостоятельной жизни

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-22-29

УДК

362.7.8

Страницы

22-29

Список литературы

1. Таможник Е.Л. Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Тамбовской области в 2013 г. URL: http://tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf (дата обращения: 28.08.2017). 2. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15. 3. Посысоев Н.Н., Жедунова Л.Г. Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот. Калининград, 2010. 4. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007. 5. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2008. 6. Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 11 (151). С. 67-72. 7. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005. 8. Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 9. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 101-107. 10. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000. 11. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 11. С. 167-173.

Поступила в редакцию

2017-06-29

Название раздела в выпуске

Вопросы социальной педагогики и социальной работы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.