Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Развитие детской одаренности в отечественной системе образования

Аннотация

В результате реализации экстенсивного подхода в СССР была создана государственная система специальных школ и профильных внешкольных учреждений, предоставившая возможность большинству детей и подростков реализовать свои интересы, развить способности, выбрать профессию, а многим достичь высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности. Современный период характеризуется началом реализации интенсивного подхода: государством принимаются программные документы, определяющие комплекс мер по работе с одаренными детьми в стране; проводятся исследования, разрабатываются концепции и модели развития детской одаренности, действует система конкурсных мероприятий с целью выявления одаренных детей и оказания им поддержки посредством стипендий и грантов; по инициативе президента России и поддержки бизнес-структур в регионах страны начинает создаваться сеть образовательных центров для работы с одаренными детьми. Современная образовательная практика свидетельствует об интеграции экстенсивных и интенсивных технологий в работе с одаренными детьми, апробированными и доказавшими свою эффективность в советский и современный периоды. В настоящее время основным условием создания эффективной системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в стране является формирование механизмов взаимодействия государства с бизнес-структурами с целью объединения ресурсов и потенциала каждого из партнеров.

Ключевые слова

работа с одаренными детьми; советский и современный периоды; отечественная система образования; экстенсивный и интенсивных подходы; проблема выявления; обучения и поддержки одаренных детей; программные документы

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-30-42

УДК

373.1

Страницы

30-42

Список литературы

1. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // Сибирский психологический журнал. Томск, 2014. № 54. С. 5-17. 2. Попов А.А., Глухов П.П., Луппа Г.М., Попова О.А. Компетентностные практики работы с одаренными детьми в рамках стратегии развития человеческого потенциала // Одаренные дети: система поддержки, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2015. С. 16-27. 3. Занаев С.З. Осуществление политехнического образования в советской школе // История педагогики и образования. 2016. № 3. С. 45-53. 4. Макаренко А.С. Методы воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 16-27. 5. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: АПН РСФСР, 1961. 6. Дополнительное образование для детей / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Каргина З.А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» // Историко-педа-гогический журнал. 2013. № 1. С. 89-101. 8. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 9. Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В., Зайцева Н.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» (1998–2003 гг.). М., 2004. 10. Карпова С.И. Проблема детской одаренности на современном этапе развития образования. Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет», 2008. 11. Медведев Д. Механизмы поддержки одаренных детей должны стать общенациональной системой. URL: https://profiok.com/about/news /detail.php?ID=3346 (дата обращения: 15.05.2017).

Поступила в редакцию

2017-08-15

Название раздела в выпуске

Опыт организации современного образования

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.