Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Традиции, инновации и новые тенденции в педагогической теории и научной школе академика И.Ф. Харламова

Аннотация

Раскрыты связи между развитием педагогической теории и становлением научно-педагогической школы, проанализированы отношения между традициями и инновациями в сфере научной педагогики, рассмотрены основные принципы и идеи педагогической теории академика И.Ф. Харламова, послужившей основой для формирования самой крупной и, фактически, единственной в Республике Беларусь научно-педагогической школы в сфере теории и практики современного образования. Иван Федорович Харламов (1920–2003) – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР (1980 г.), академик Академии педагогических наук СССР (1990 г.), академик НАН Беларуси (1995 г.), иностранный член Российской Академии образования (1999 г.), лауреат Государственной премии Беларуси (за учебник «Педагогика» (2000 г.)). Автор около 300 научных работ, в том числе более 20 монографий и учебников; основатель сильной педагогической теории и крупной научно-педагогический школы в Республике Беларусь. Сопоставительный анализ педагогической теории И.Ф. Харламова и теории нейродарвинизма Дж. Эдельмана может привести к обнаружению множества когнитивных феноменов, которые способны существенно трансформировать теорию и практику современного обучения, воспитания и развития личности.

Ключевые слова

И.Ф. Харламов; академик; традиции; инновации; тенденции; педагогическая теория; дидактическая теория; образование; обучение; воспитание; развитие; научно-педагогическая школа

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-98-107

УДК

378.016(476)

Страницы

98-107

Список литературы

1. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2003. 2. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Мн.: БГУ, 1972. 3. Бехтерева Т.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2007. 4. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в условиях неопределенности: пер. с англ. М., 2005. 5. Edelman J. Neural Darwinism. The Theory of Neuronal Group Selection. N. Y., 1987. 6. Каропа Г.Н. Математическая теория хаоса и проблемы географического и экологического образования // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2013. № 1. С. 129-138. 7. Каропа Г. История и методология географии. Гомель, 2005. 8. Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1935. 9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999. 10. Александров Ю.И., Шевченко Д.Г. Научная школа «Системная психофизиология» (посвящается 105-летию П.К. Анохина и 65-летию В.Б. Швыркова) // Психологический журнал. 2004. Т. 20. № 6. С. 93-100. 11. Александров Ю.И. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 5-19. 12. Edelman J. Wider than the Sky. The Phenomenal Gift of Conscious. N. Y., 2005. 13. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983. 14. Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского. М., 1977. 15. Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 42-43. 16. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 106-111. 17. Кун Т. Структура научных революций: пер с англ. М., 1977. 18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с фр. М., 1977. 19. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб., 2011. 20. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 21. Каропа Г.Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников // Адукацыя I выхаванне. 2009. № 9. С. 15-21. 22. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Голушко Т.К., Немкова И.Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. Москва; Тамбов, 2005. 23. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества: пер. с англ. М., 2014.

Поступила в редакцию

2017-08-27

Название раздела в выпуске

Педагогическая теория

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.