Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Проблема читательской культуры педагога

Аннотация

Раскрыта актуальная проблема изменения способов и качества чтения современных читателей деловой и художественной литературы и задачи совершенствования культуры чтения. Отмечены особенности развития и взаимосвязь читательской культуры дошкольников, школьников разных возрастных групп, студентов и педагогов. Основное внимание сосредоточено на характеристике чтения педагогов: раскрываются читательские компетенции учителей начальной и средней школы. Компетенции педагогов связаны с умением формировать у школьников правильные способы и качества навыка чтения, составлять библиотечку внеклассного чтения в соответствии с законами формирования круга детского чтения, вырабатывать умения творческой работы с текстом. Раскрыта значимая интеллектуальная способность педагога производить комплексный анализ произведения при подготовке к урокам литературного чтения. Уделено внимание воспитательной компетентности педагога. Обобщающее значение приобретает описание экзистенциальных основ чтения, касающееся всех групп читательской квалификации, выделены специфика и функции чтения. В заключение сформулированы перспективы развития читательской культуры педагога.

Ключевые слова

читательская культура; возрастные группы читателей; проблемы современного чтения; педагог как профессиональный читатель

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2018-23-173-13-28

УДК

37.02

Страницы

13-28

Список литературы

1. Андреев О.А. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991. 2. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 3. Первова Г.М. Педагогика чтения. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2014. 4. Первова Г.М. Теория литературы и практика читательской деятельности. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. 5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18. 6. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-обще-ния: словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011. 7. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. СПб., 2008. 8. Гринева М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016. 9. Шулер И.В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды (на материале обучения в вузе): дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2011. 10. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец XХ – начало ХХI века). СПб., 2003. 11. Бирюков П.Б. Чтение в жизни современных студентов: опыт культурологического исследования. М.: Диалог-МГУ, 1999. 12. Бутенко И.А. Чтение накануне нового тысячелетия // Аlma Mater. 1997. № 10. С. 21-25. 13. Иванова Г.А., Тихомирова И.И. Психология чтения школьников. М.: РШБА, 2016. 14. Растим читателя: программы литературного развития детей 3–9 лет / под общ. ред. Н.К. Малаховой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2015. 15. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. М.: Наука, 2015. 16. Муравьева Е.Г. Судьба читательской культуры в российской провинции // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. С. 82-92. 17. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. С. 93-108. 18. Серебряная М.Я., Швецова-Водка Г.Н. Типология чтения и читателей художественной литературы. М.: Литера, 2014. 19. Соколов А.В. Чтение в эпоху электронных коммуникаций // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. С. 140-144. 20. Сто проектов про чтение – 2016. Актуальные инициативы: культурно-образовательный атлас / ред. сост. Р.В. Раппопорт. М.: РИПОЛ классик, 2016. 21. Тихомирова И. Сущность, модели и искусство чтения // Библиотечное дело. 2004. № 5. С. 27-29. 22. Фирсова Т.Г. Культура чтения современного педагога как средство гуманизации образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. Вып. 2 (22). С. 101-105. 23. Человек читающий: Homo Legens: сб. ст. / отв. ред. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко. М., 2000. 24. Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам Междунар. конф. / сост. В.Д. Стельмах. М., 2003. 25. Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. М.: Изд-во РГГУ, 2005. 26. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.

Поступила в редакцию

2018-01-27

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.