Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Концептуальное моделирование библиотеки детского чтения педагогами

Аннотация

Актуальность. Отражено место детского чтения в пространственно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения как функционально значимого для интеллектуального развития ребенка. Поставлена проблема отсутствия книжного фонда в детском саду, созданного по законам науки. Цель исследования – разработать концепцию формирования библиотеки детских книг в дошкольном образовательном учреждении. Материалы и методы. Раскрыты теоретические основания формирования библиотечки для детей в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены историко-литературные, книговедческие и культурологические принципы отбора и группировки детских книг и произведений для младших, средних и старших возрастных групп юных слушателей. Охарактеризованы книги картинного, игрового, деятельностного типа и классический вид книжного издания для детей. Предложены алгоритмы метода рассматривания детской книги, организации слушания, игры, творческих заданий. Результаты исследования. Сформулированы психолого-педагогические и литературоведческие законы формирования круга детского чтения: закон возрастных ограничений, возрастных соответствий и возрастной перспективы, закон содержательного пятимирия, тематического богатства и жанрового разнообразия. Отражены методические аспекты общения ребенка с книгой и журналом. Выявлена динамика мотивов обращения к детской литературе дошкольников от года-двух лет до начала школьного обучения. Подведены итоги научно-педагогических утверждений автора о качественной библиотечке детского чтения в дошкольном образовательном учреждении. Выводы. Выражена концепция комплексного научного подхода к формированию библиотечек в детских садах и отражен опыт данной деятельности, неоднократно нами апробированный. В качестве наглядного обобщения дан рисунок концептуальной модели. Данная модель может быть использована для формирования круга чтения младших школьников.

Ключевые слова

дошкольники, круг детского чтения, законы и принципы составления библиотеки детского сада

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547

УДК

373.2

Страницы

538-547

Список литературы

1. Хрестоматия для маленьких / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Просвещение, 1978. 399 с. 2. Хрестоматия для маленьких и постарше / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Знание, 1996. 382 с. 3. Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992. 255 с. 4. Путилова Е.О. Золотых ступенек ряд: книга о детстве и книги детства. СПб.: Дом детской книги, 2015. 310 с. 5. Первова Г.М. Формирование библиотечки детского сада // Практика управления ДОУ. 2015. № 1. С. 28-37. 6. Первова Г.М. Литературное образование дошкольников. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 104 с. 7. Гриценко З.А. Детская литература. М.: Академия, 2007. 312 с. 8. Первова Г.М. Детская литература. М.: Инфра-М, 2023. 190 с. 9. Первова Г.М. Классики русской литературы в детском чтении. М.: Инфра-М, 2023. 205 с. 10. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1996. 127 с. 11. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. СПб., 2000. 511 с. 12. Растим читателя: Программы литературного развития детей 3–9 лет / под общ. ред. Н.К. Малаховой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2015. 250 с. 13. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 40 с.

Поступила в редакцию

2023-03-13

Название раздела в выпуске

Педагогика среднего и дошкольного образования

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.