Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Академическая грамотность в системе подготовки современного компетентного специалиста

Аннотация

В системе подготовки современного компетентного выпускника российского вуза одним из путей ее совершенствования является включение в содержание его подготовки учебной дисциплины «Академическое письмо». При этом в контексте принципов преемственности и непрерывности необходимо углубление и расширение содержания дисциплины, увеличение количества практических занятий, результатом которых будет качественное написание обучающимися научных текстов, и в конечном итоге, научно грамотное написание ими текста выполненного исследования. На основе принципов непрерывности и преемственности представлена этапность освоения академического письма на преемственных школьном и вузовских образовательных уровнях. Показано, что обучение в рамках курса «Академическое письмо» позволит формировать академическую коммуникативную письменную и устную компетенцию, то есть формировать знания о том, как писать курсовую работу, выпускную работу и другие виды письменных текстов; знания различных приемов работы с текстовой информацией; умения написания таких работ, умения публично выступить с научным докладом; владение навыками структурирования текста и построения логических взаимосвязей. В целом выполненный анализ позволил обозначить необходимость и обязательность включения в школьные и вузовские учебные планы учебного предмета «Академическое письмо»; необходимость создания обучающих программ, преемственных учебников, учебных пособий «Академическое письмо» для общего и высшего образования; обязательность выявления или подготовки специалистов, переподготовки в системе повышения квалификации специалистов для осуществления преподавания этого учебного предмета, что позволит совершенствовать систему подготовки современных компетентных специалистов.

Ключевые слова

академическая грамотность; академическое письмо; высшее образование; компетентный специалист; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2018-23-176-7-13

УДК

378

Страницы

7-13

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с. 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42. 3. Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens. Eine praktische Anleitung / Hg. N. Franck, J. Stary. Schöningh, 2009. 4. Lea M., Street B. Student writing in higher education: an academic literacies approach // Studies in Higher Education. 1998. Vol. 23. № 2. P. 158-159. 5. Thomson W. A Guide for the Young Economist. Cambridge: MIT Press, 2001. 6. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика. М.: Юрайт, 2018. 294 с. 7. Короткина И.Б. Академическое письмо. М.: Юрайт, 2011. 174 с. 8. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста. М.: Вариант, 2013. 156 с. 9. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 1993. 75 с. 10. Johns A.M. Text, role and context: Developing academic literacies. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 150 p. 11. Управление качеством образования / сост. О.Е. Лебедев. М., 2002. 236 c. 12. Смирнова Н.В., Щемелева И.Ю. Роль письма в современном университете: анализ зарубежной практики обучения академическому письму // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2015. Вып. 2. C. 185-197. 13. Морозова Н.А. Преемственность в освоении учебного курса «Академическое письмо» в общем среднем и высшем образовании // Современное образование в стране: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы городского межвуз. круглого стола / сост. и ред. Л.В. Полякова, Г.М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2017. С. 53-60. 14. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М.: ИКАР, 2008. 268 с. 15. Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 47-55. 16. Чичерина Н.В. Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 152-158. 17. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.

Поступила в редакцию

2018-08-02

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.