Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности

Аннотация

Отмечено, что формирование и сохранение социального здоровья детей является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Тенденции в воспитательных системах, междисциплинарный анализ понятия, возрастной подход позволили рассматривать социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности. Рассмотрены взаимосвязь педагогического и управленческого результата воспитательной деятельности, примеры уровней, критериев и показателей социального здоровья личности ребенка с учетом возраста. Сделан вывод о том, что результативность воспитательной деятельности в направлении формирования социального здоровья личности ребенка является базой для обеспечения социальной безопасности личности и общества, воспитания новой культуры взаимодействия, обеспечивающей успешность детей в разных деятельностных сферах с перспективой их в будущей профессии. Социальное здоровье личности ребенка проявляется в социальных, «мягких» навыках (soft skills) (эмоциональный интеллект, критическое мышление, креативность, стрессоустойчивость и др.). Пилотажное исследование подтвердило гипотезу о том, что повышение результативности воспитательной деятельности связано с интенсивным включением тренингов по развитию социальных навыков ребенка, проведением мониторинга и активных семинаров для воспитателей по освоению инновационных технологий обеспечения социального здоровья личности ребенка.

Ключевые слова

воспитательная деятельность; социальное здоровье личности ребенка; социальные навыки; мониторинг воспитательной деятельности; инновационные технологии обеспечения социального здоровья

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69

УДК

36+378

Страницы

61-69

Список литературы

1. Лысенко Е.М., Хачатрян А.В. Соотношение понятий «телесное здоровье», «ментальное здоровье», «социальное здоровье» и «духовное здоровье» в педагогическом дискурсе // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2019. С. 302-311. 2. Куличенко Р.М., Дьячек Т.П. Реабилитация семей и детей как фактор сохранения социального здоровья населения (региональный опыт) // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 170-172. 3. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 4. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Синергия. 2017. № 2. С. 73-81. 5. Подгорнова Н.А. Общественное здоровье нации и индивидуальное здоровье личности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. С. 247-249. 6. Дружинина А.А., Гарашкина Н.В. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81 7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Соч.: в 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. Т. 5. 558 с. 8. Raver C.C., Zigler E.F. Social competence: an untapped dimension of head start’s success // Early Childhood Research Quarterly. 1997. Vol. 12. № 4. P. 363-385. 9. Panayiotou M., Humphrey N., Wigelsworth M. An empirical basis for linking social and emotional learning to academic performance // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 56. P. 193-204. DOI 10.1016/j.cedpsych.2019.01.009 10. Meyers D.C., Domitrovich C.E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M.T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model // Evaluation and Program Planning. 2019. № 73. Р. 53-61. 11. Zhou M., Ee J. Development and validation of social emotional competency questionnaire // International Journal of Emotional Education. 2012. № 4. P. 27-42. 12. Domitrovich C.E., Durlak J.A., Staley K.C., Weissberg R.P. Social emotional competence: an essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk in school children // Child Development. 2017. Vol. 88. № 2. P. 408-416. 13. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 43-49. 14. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи в контексте педагогических исследований проблем развития современного образования // Актуальные педагогические проблемы современного образования в России. М., 2018. С. 7-83. 15. Матвеева Н.А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (Т. 7). С. 146-158. 16. Падылин Н.Ю. Формирование основ социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2013.

Поступила в редакцию

2019-07-27

Название раздела в выпуске

Вопросы социальной педагогики и социальной работы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.