Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Вокальное наследие А.С. Даргомыжского в аспекте музыкально-исполнительской и педагогической практики композитора

Аннотация

Обоснована необходимость изучения стилевых особенностей вокального творчества А.С. Даргомыжского для понимания взаимосвязи музыки и слова в произведениях для голоса и фортепиано, как актуального содержания процесса формирования компетенций, необходимых для педагогической и концертмейстерской деятельности выпускников музыкально-педагогического вуза. Доказана необходимость применения педагогической составляющей при исследовании концертмейстерской деятельности композиторов, авторов камерно-вокальных и оперных сочинений. Проанализированы основные исполнительские приемы А.С. Даргомыжского, развивающие принципы представителей русской вокальной школы. Показаны общие и отличительные черты в методиках вокальных педагогов других национальных школ: итальянской, французской, немецкой. Сформировано понимание роли творческого союза певцов и аккомпаниаторов в воплощении художественного содержания музыкальных произведений. Новаторская трактовка А.С. Даргомыжским традиционных вокальных жанров привела к подчинению средств музыкальной выразительности главной цели – раскрытию содержательной сюжетной линии песен и романсов. Проведена параллель с формированием исполнительских и педагогических принципов в современной музыкальной культуре. Сделан вывод о доминирующей роли художественного содержания в исполнительской трактовке музыкальных сочинений, в качестве приоритета деятельности музыкантов-педагогов и исполнителей нашего времени.

Ключевые слова

исполнительская практика; педагогические принципы; художественное содержание; интерпретация; концертмейстер

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2021-26-190-133-140

УДК

378.147+784.3

Страницы

133-140

Список литературы

1. Даргомыжский А.С. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. СПб.: Гос. академ. филармония, 1922. 98 с. 2. Трубникова О. Черты жанрового и стилевого новаторства в романсах и песнях А.С. Даргомыжского // Два века феномена А.С. Даргомыжского: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Тула, 2013. С. 67-75. 3. Наумов А.В. От вокальной манеры к композиторскому стилю: романсы А.С. Даргомыжского 1830-х гг. // Два века феномена А.С. Даргомыжского: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Тула, 2013. С. 58-66. 4. Кандинский А.И. А.С. Даргомыжский // Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А.О. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XIX века. М.: Музыка, 1980. 623 с. 5. Кюи Ц. Предисловие // Фрид С.Б. А.С. Даргомыжский: краткий биографический очерк. СПб.: Тип. Виктория, 1913. С. 1-10. 6. Машевский Г.П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. Л.: Музыка, 1976. 64 с. 7. Пекелис М.С. А.С. Даргомыжский и его окружение: в 3 т. М.: Музыка, 1966. Т. 1. 1813–1845. 494 с. 8. Stockhausen J. Gesangsmethode. Leipzig: Peters, 1884. 156 p. 9. Adler K. The Art of Accompanying and Coaching. Minnesota: University of Minnesota Press, 1965. 264 p. 10. Ежова Н.А. Романсы Глинки как музыкальные страницы биографии композитора // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. 8 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2012. С. 26-29. 11. Пекелис М.С. А.С. Даргомыжский и его окружение: в 3 т. М.: Музыка, 1966. Т. 2: 1845–1857. 494 с. 12. Даргомыжский А.С. Избранные письма. М.: Музгиз, 1952. 76 с.

Поступила в редакцию

2020-11-19

Название раздела в выпуске

Теория и методика организации социально-культурной деятельности

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.