Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Дискуссия как механизм развития связной устной русской речи обучаемых: теория и методика

Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению особенностей развития связной устной русской речи обучаемых в условиях социальной реальности. Изучению теоретико-методологических основ формирования связной русской речи посвящено множество научных трудов, поскольку правильная, нормированная речь позволяет эффективно взаимодействовать во всех сферах жизнедеятельности. Без высокого уровня речевых навыков невозможно свободно рассуждать и развиваться, речь не должна быть скованной, что, в свою очередь, позволит более тщательно подходить к содержательной стороне процесса речевой деятельности. В целях выявления уровня сформированности устной русской речи и решения поставленных задач представлен анализ педагогического исследования в форме контрольной дискуссии на заданную тему. Описаны основы методики работы на подготовительном этапе проведения дискуссии как одной из форм реализации связной устной русской речи. Представлены результаты исследования, которые показали, что без предварительной подготовки к устному высказыванию под чутким руководством педагога обучаемые допускают значительное количество ошибок и недочетов, среди которых особо можно отметить: лексические, интонационные и логические. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод, что наиболее важными компонентами процесса устного русского речевого развития являются предварительная подготовка и слово преподавателя, которое оказывает значительный положительный эффект на развитие и формирование живой звучащей речи обучаемых. Теоретико-практическая значимость представленного исследования заключена, прежде всего, в том, что она имеет научно-познавательное значение.

Ключевые слова

учебная и внеучебная дискуссия, связная устная речь, теория и методика развития русской речи, обучение русскому яз

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2021-26-193-126-133

УДК

372.881.161.1:316.77

Страницы

126-133

Список литературы

1. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Рус. яз., 1977. 48 с. 2. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. 3. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. 248 с. 4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940. 5. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., 1990. 144 с. 6. Что значит знать язык и владеть им / под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1989. 191 с. 7. Шхапацева М.Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей V–XI классов общеобразовательных школ. Майкоп, 1995. 134 с. 8. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с. 9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 250 с. 10. Gardiner A. The Theory of Speech and Language. Oxford: British Academy, 1969. 348 p. 11. Green M. Speech Acts // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2010. URL: https://philpapers.org/ rec/GRESA (accessed: 20.02.2020). 12. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.: Яхтсмен, 1995. 448 с. 13. Amiraghyan M. The Methodical Principles of Child’s Speech Development Curriculum // Wisdom. 2016. № 2 (7). P. 168-173. 14. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. 315 с. 15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 277 с. 16. Шхапацева М.Х. Современный русский язык. Майкоп: АГУ, 2013. 475 с. 17. Айвазян О.О. Развитие письменной русской речи на начальном этапе обучения в процессе работы над изложением. Краснодар: КГУФКСТ, ЭКОИНВЕСТ, 2018. 210 с. ISBN 978-5-94123-015-0 18. Shkhapatseva M.K., Ayvazyan O.O. Features of Formation and Functioning Communicatively-Speech Skills of Future Lawyers in Modern Multicultural Space // East European Scientific Journal. 2016. № 10-1. P. 93-97. 19. Dziewanowska D. Discussion as One of the Methods of Problem Teaching for Russian as a Foreign Language // Studia Rossica Posnaniensia. 2016. Vol. XLI. P. 461-471. 20. Айвазян О.О. Основы работы по развитию русской связной устной речи младших школьников в современной системе образования // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 510-512.

Поступила в редакцию

2020-09-16

Название раздела в выпуске

Теория и методика обучения русскому языку

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.