Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Американские Национальные стандарты по граждановедению как фактор воспитания гражданской активности

Аннотация

ФГОС 2021 г. предъявляют высокие требования к школьникам как к личностям, обладающим рядом качеств и компетенций, необходимых для активного гражданина. Целесообразным представляется изучать не только отечественный, но и международный опыт гражданского воспитания. США являются одним из примеров стран с высокими показателями гражданской активности населения, что прослеживается в коллективном и индивидуальном участии в протестной и пикетной деятельности, волонтерстве и развитой сети различных общественных организаций. Целью работы является исследование Национальных стандартов США по граждановедческим дисциплинам с точки зрения того, как в них учитываются все компоненты гражданственности как комплексного качества личности. При изучении научно-методической литературы, посвященной вопросам гражданского воспитания, применялся компонентный анализ понятий гражданственности и гражданской активности. В ходе исследования был сформирован список из девяти определителей (компонентов) гражданской активности личности. Показано, что все девять компонентов в разной степени находят отражение в исследуемом документе. Более всего выражены такие компоненты, как критическое мышление, теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью, а также мотивация к объединению и участию в гражданских акциях. В большой степени стандарты направлены на практико-ориентированные знания и умения и на обеспечение понимания школьниками своей личной выгоды от участия в общественно-политических процессах. Определено, что обучение граждановедению в школах США является одним из базовых факторов, влияющих на ту высокую степень гражданской активности американского общества, которую можно проследить в первых десятилетиях XXI века. Исследование может быть использовано для последующих компаративных анализов систем воспитания, а также для более детального изучения всей системы факторов гражданской активности населения.

Ключевые слова

компоненты гражданского воспитания, стандарты по общественным дисциплинам, формирование гражданской активности, школьное обучение в США, американская система воспитания

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-0201-2022-27-3-622-636

УДК

37.035.4

Страницы

622-636

Список литературы

1. Levinson M. Citizenship and civic education // Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy / ed. by D.C. Phillips. Thousand Oaks: Sage, 2014. https://doi.org/https://dx.doi.org/10.4135/9781483346229. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:12701475 (accessed: 20.11.2021). 2. Allard N.W. Civic education is the best practice // Kutafin University Law Review. 2016. Vol. 2. № 2 (6). P. 382-387. https://doi.org/10.17803/2313-5395.2016.2.6.382-387 3. Bennett W.L. Civic Learning in Changing Democracies: Challenges for Citizenship and Civic Education. URL: https://depts.washington.edu/ccce/civiceducation/bennettciviclearning.pdf/ (accessed: 04.12.2021). 4. Bennett W.L., Wells C., Rank A. Young citizens and civic learning: two paradigms of citizenship // Citizenship Studies. 2019. Vol. 13 (2). P. 103-118. https://doi.org/10.1080/13621020902731116 5. Shapiro S. The State of Civics Education. 2018 / Center for American Progress. URL: https://cdn.americanprogress.org/content/uploads/2018/02/19091809/020618_CivicsEducation-UPDATED.pdf (accessed: 04.12.2021). 6. Jamieson K.H. The challenges facing civic education // Daedalus, Journal of the American Academy of Arts and Sciences. 2013. Vol. 142 (2). P. 65-83. 7. Huguet A., Baker G., Hamilton L., Pane J. Media Literacy Standards to Counter Truth Decay. Santa Monica: RAND Corporation, 2021. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA112-12.html (accessed: 20.11.2021). 8. Hamilton L., Kaufman J., Lynn H. Preparing Children and Youth for Civic Life in the Era of Truth Decay: Insights from the American Teacher Panel. Santa Monica: RAND Corporation, 2020. 166 p. https://doi.org/10.7249/rra112-6 9. Baumann P., Brennan J. State Civic Education Policy: Framework and Gap Analysis Tool. Special Report / Education Commission of the States. 2017. 36 p. URL: https://www.ecs.org/wp-content/uploads/State-Civics-Education-Policy-Framework-and-gap-analysis-tool.pdf (accessed: 04.12.2021). 10. Пилипенко А.Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования // Молодой ученый. 2018. № 23 (209). С. 366-368. 11. Shamionov R.M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. № 17 (3). P. 459-472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472 12. Карташова В.Н. Развитие гражданской активности обучающихся в организациях среднего профессионального образования средствами студенческого самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2018. 24 с. 13. Ортаева А.С. Критерии и показатели гражданской активности школьников-подростков // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2013. № 1 (24). С. 236-238. 14. Steinberg K.S., Norris K.E. Assessing civic mindedness // Diversity and Democracy Fall. 2011. Vol. 14. № 3. P. 12-14. 15. Начкебия М.С., Хрипкова Д.В., Хрипков К.А. Факторы развития гражданской активности населения в современных условиях // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-2. С. 130-134. https://doi.org/10.18411/lj-01-2021-75 16. Невский Е.В. Структура гражданской активности молодежи // Страховские чтения. 2020. № 28. С. 238-242. 17. Байков Н.М., Березутский Ю.В., Юревич Е.Ю. Социальная активность жителей городского округа: политическая и гражданская самоорганизация // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 128-138. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-94-1-128-138 18. Виднере М., Роне С. Гражданская активность молодежи на распутье перед выбором // Учитель и время. 2020. № 15. С. 34-46. 19. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. C. 233-236. 20. Мартынова Т.Н., Яницкий М.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 160-167. 21. Тарасов Ю.Б., Худик В.А. Воспитание гражданской активности к участию в общественно полезной деятельности учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 146-148. 22. Курячая М.М. Социальное проектирование как способ формирования правосознания и позитивной гражданской активности студентов и школьников // Очерки новейшей камералистики. 2021. № 1. С. 65-69.

Поступила в редакцию

2022-04-14

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.