Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Развитие компенсаторных умений в целях обучения иностранному языку в языковом вузе

Аннотация

Работа посвящена вопросу развития компенсаторных умений в целях обучения иностранному в языковом вузе. Даются определения терминов «компетенция» и «языковая компетенция». Рассматриваются уровни владения иностранным языком, включающие в себя базовый, средний и продвинутый уровни. В качестве основной цели овладения иностранным языком предлагается рассматривать иноязычную коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее компонентов, к которым относятся лингвистический, социолингвистический, дискурсивный, компенсаторный и социокультурный. Особый акцент в работе делается на формировании компенсаторной компетенции. Рассмотрение характеристик компенсаторной компетенции (комплексность, многомерность, гибкость, универсальность, междисциплинарность, интуитивность, релятивность, экономичность и динамичность) позволило выделить компенсаторные аспекты языковой компетенции, речевой компетенции, социокультурной компетенции и учебно-познавательной компетенции. Описываются продуктивные виды речевой деятельности (говорение, письмо) и рецептивные виды речевой деятельности (чтение, аудирование), а также разрабатывается номенклатура компенсаторных умений, развиваемых посредством четырех видов речевой деятельности.

Ключевые слова

компетенция; компенсаторная компетенция; уровни владения языком; компоненты компенсаторной компетенции; виды речевой деятельности; обучение иностранному языку

Полный текст статьи

Скачать

УДК

811.111

Страницы

48-53

Список литературы

1. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. 2. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Strasbourg, 2002. 3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., 2004. 4. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2007. 5. Поспеев К.Ю. Совершенствование качества подготовки студентов вузов через коммуникативно-компетентноcтный подход // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 1. 6. Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 7. Бим И.Л., Миролюбова А.А. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы // Иностранные языки в школе. 1998. № 4. 8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М., 2005. 9. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985. № 2. 10. Сысоев П.В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением иностранного языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 1999. 11. Полаm Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007. 12. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied linguistics. 1980. Vol. 1/1. 13. Brown H.D. Principles of Language Learning and Teaching. N. Y., 1987. 14. Bachman L.F. Fundamental considerations in language testing. Oxford, 1991. 15. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М., 2007. 16. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Texts and Context in Second Language Learning. N. Y., 1983. 17. Поляков О.Г. Аспекты профильно-ориенти-рованного обучения английскому языку в высшей школе: монография. Тамбов, 2004. 18. Gehring W. Englische Fachdidaktik: eine Einfuhrung. Berlin, 1999. 19. Wolff D. Englisch lehren und lernen // Didaktik des Englischunterrichts / ed. P.J. Trimm. Berlin, 1998. S. 73-75. 20. Smith M. Second language learning: theoretical foundations. L., 1994. P. 12-15. 21. Щерба Л.В. О понятии смешения языков // Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 40-53.

Поступила в редакцию

2014-06-12

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.