Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Современные подходы к социально-педагогической реабилитации в теории и практике педагогической науки

Аннотация

Рассмотрены основные положения социально-педагогической реабилитации и адаптации. Выполнен анализ позиций различных специалистов, основных направлений социально-педагогической реабилитации и основных принципов реабилитации и абилитации. К основным направлениям реабилитационной работы относятся осуществление социального контроля за обстоятельствами обучения, воспитания и поведения детей, социальная поддержка детей, оказание поддержки в решении внутриличностных конфликтов, превенция различных нарушений в поведении, регулирование взаимоотношений ребенка с первичным коллективом, проведение лечебно-оздоровительной работы. К принципам реабилитационной работы относятся изменение самого обозначения диагноза ребенка, использование комплексного подхода к нарушениям ребенка и его проблемам, проведение мероприятий индивидуальной комплексной поддержки в сотрудничестве с семьей ребенка, изменение и расширение понятия реабилитации.

Ключевые слова

социально-педагогическая реабилитация; абилитация; здоровье; дети с ограниченными возможностями

Полный текст статьи

Скачать

УДК

371

Страницы

30-40

Список литературы

1. Гайдаров Л.Ф., Лазарева Г.Ю. Реабилитация после заболевания. Полный справочник. М., 2008. 2. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А., Ширинский В.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». М., 1997. 3. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов в общество // Развитие социальной реабилитации в России / под ред. А.Н. Дашкиной, А.И. Осадчих и др. М., 2000. 4. Жданова М.А. Психолого-медико-педагоги-ческая реабилитация в системе работы городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков: материалы российской научно-практической конференции. М., 1996. С. 80-81. 5. Каграманова Т.В. Реабилитация: своевременность и комплексность // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995. С. 216-219. 6. Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. В.А. Макаренко. М., 2000. 7. Ожегов И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. 8. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. Мн., 2001. 9. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология (избранные очерки). М., 1997. 10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе. М., 2005. 11. Кабанов М.М. Психосоциальные факторы в реабилитации психически больных. М., 1975. 12. Абрашина Н.А., Бабич Л.Н., Герасимова Е.Ю. [и др.]. «Дорога – это то, как ты идешь по ней»: социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка / под ред. В.Н. Ярской. Саратов, 1996. 13. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. 14. Шпанко Е.Ю. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами русского фольклора: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 15. Вайзман Н.Б. Реабилитационная педагогика. М., 1996. 16. Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика. М., 2004. 17. Горшкова Е.А. Реабилитационная педагогика: история и современность. М., 1992. 18. Кантор В.З. Реабилитация лиц с комбинированными нарушениями как комплексная проблема // Медико-психолого-педагогическое развитие лиц с комплексными нарушениями / науч. ред. В.З. Кантор. СПб., 2001. С. 3-6. 19. Кузнецова И.Г. Специальное (коррекционное) образование. Нормативно-правовое обеспечение. Самара, 2004. 20. Дробахина И.К. Модель муниципальной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 21. Смирнова М.Н. Педагогическое взаимодействие как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 22. Павленок П.Д. Реабилитология в системе социальных знаний // Развитие социальной реабилитации в России / под ред. А.Н. Дашкиной, А.И. Осадчих и др. М., 2000. С. 21-22. 23. Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилитологии // Развитие социальной реабилитации в России / под ред. А.Н. Дашкиной, А.И. Осадчих и др. М., 2000. С. 12-20. 24. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 5: Основы дефектологии. М., 1983. 25. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984. 26. Чалдышкина Н.Н. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 27. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2003. 28. Чистова А.Б. Социальная реабилитация детей с проблемами здоровья средствами эстетического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 29. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Центр комплексной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями: идеология и принципы функционирования // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995. С. 206-210.

Поступила в редакцию

2014-06-12

Название раздела в выпуске

Педагогика высшей школы

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.