Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Когнитивная репрезентация процесса взаимопознания преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза

Аннотация

На основе теоретико-методологического анализа представлен процесс взаимного познания преподавателя и студента. Рассмотрены особенности педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся в образовательном пространстве вуза. Личность, вступая во взаимоотношения, лучше узнает партнера по взаимодействию и неизбежно претерпевает изменения. Поэтому особое внимание уделяется педагогическому взаимодействию как сфере профессиональной реализации и личностного развития участников образовательных отношений в высшей школе. В контексте педагогического взаимодействия в вузе проанализирован процесс взаимопознания преподавателя и студентов. Рассмотрена роль феномена взаимопознания в социальном развитии личности, формировании коллектива, сохранении чувства психологической безопасности. Обоснована результативность изучения феномена взаимопознания с помощью научного аппарата когнитивной психологии. Представлена когнитивная репрезентация процесса взаимопознания педагога и обучающихся, состоящая из концептуальной представленности, фреймового описания и скриптового сценария. Такая репрезентация позволяет более детально изучить динамическую сущность взаимопознания и более детально представить этот процесс относительно преподавателя и студентов, что поможет оптимизировать их педагогическое взаимодействие. Выявлена взаимосвязь личностно-профессионального развития участников образовательного процесса в высшей школе от результативности педагогического взаимодействия и взаимопознания преподавателя и студентов.

Ключевые слова

высшая школа; педагогическое взаимодействие; преподаватель; студент; взаимопознание; концепты; фреймы; скрипты; личностно-профессиональное развитие

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-25-30

УДК

378.82.03

Страницы

25-30

Список литературы

1. Перышкова С.А. Взаимопознание в диаде «преподаватель–студент» как условие педагогического взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 3 (47). С. 156-160. 2. Сластенин В.А., Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Юрайт, 2019. 258 с. 3. Старцев М.В. Преподаватели и студенты вуза как субъекты педагогического взаимодействия // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 79-86. 4. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2013. № 1 (21). С. 92-96. 5. Перышкова С.А. Социально-психологический тренинг как средство развития взаимопознания преподавателя и студента // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. Вып. 1 (33). С. 18-24. 6. Бережная И.Ф. Образовательная среда вуза и ее роль в профессиональном развитии будущего специалиста // Антропоцентрические науки в образовании. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 22-30. 7. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2018. С. 107-113. 8. Козачек А.В., Корепанова Е.В. Диалогизация педагогической деятельности в условиях агроэкологического вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2018. Вып. 4 (70). С. 90-96. 9. Старцев М.В., Шаршов И.А. Педагогические условия повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов вуза // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11 (45). С. 350-354.

Поступила в редакцию

2020-07-03

Название раздела в выпуске

Теория и методология: проблемы, тенденции

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.