Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Лев Петражицкий и аутодидактика в высшей школе

Аннотация

Рассмотрено становление и развитие аутодидактики в российской высшей школе в начале ХХ в. при проведении реформы учебного процесса, вводившей предметную систему обучения вместо существовавшей ранее курсовой. Раскрывается роль Л.И. Петражицкого в разработке и реализации концепции аутодидактики. Особое внимание уделено организации учебного процесса в автономных университетах. В гуманитарном образовании наиболее эффективна персоналистско-аксиологическая модель высшего образования. Традиционная аксиология образования детерминировала цели и способы познания научной истины, при этом погружение студентов в процесс научно-исследовательской работы способствует развитию их творческих личностей. Необходимость быть адекватным уровню достижений эволюции науки предполагает постоянное обновление дидактического комплекса: целей, содержания, форм и методов обучения. Однако заказчик образовательных услуг формирует квази-университет, ориентированный на получение социокультурных навыков, якобы полезных для потребителя образовательных услуг. Такая модель приводит к трансформации научной аксиологии высшего образования и ориентирует на критерии полезности и компетенции, что требует иной квалификации, иного интеллектуального потенциала. Возникает конфликт амбитендентных инновационных процессов: автономия противостоит авторитарной тенденции в образовании, при этом в высшей школе проводится технологизация образовательного процесса, нацеленного на формирование узких специалистов.

Ключевые слова

аутодидактика; курсовая и предметная системы учебного процесса; университетская автономия; эволюция высшего образования; персоналистско-аксиологический подход к образованию; личностно-отчужденное образование

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-84-90

УДК

340.12+378

Страницы

84-90

Список литературы

1. Иванов А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX – начало XX в. М.: Новый хронограф, 2010. 333 с. 2. Князев Е.А. Автономия и авторитарность. Реформы высшего образования в России XVII – начало ХХ вв. М.: Русайнс, 2020. 286 с. 3. Ивановский В.Н. Предметная система и ее применение к философским наукам // Журнал Министерства народного просвещения. 1907. Ч. 12. Ноябрь. 4. Князев Е.А. Генезис высшего образования России XVIII – начало ХХ вв. М.: Сентябрь, 2001. 239 с. 5. Князев Е.А. История педагогики и образования. М.: Юрайт, 2019. 505 с. 6. Петражицкий Л.И. Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования: в 2 т. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1907.

Поступила в редакцию

2020-06-17

Название раздела в выпуске

Ретро. Из прошлого в настоящее

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.