Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Аттенционные возможности современных студентов

Аннотация

Исследование посвящено изучению базовых аттенционных свойств современных студентов. Практический опыт преподавания психодиагностических дисциплин в течение более 10 лет позволил обратить внимание на снижение показателей внимания у студентов современного поколения по сравнению с их предшественниками. Цель исследования – выявить у студентов уровень развития базовых свойств внимания (объем и концентрация). Представлены результаты диагностики студентов второго курса психологических специальностей по методике «Корректурная проба» Бурдона–Анфимова. Все участники исследования характеризовались хорошим зрением и достаточным уровнем мотивации к участию в измерении. Полученные показатели свидетельствуют о снижении концентрации внимания при достаточном объеме у обследованных студентов. Приводятся результаты диагностики: 1) при изменении инструкции по той же методике и 2) данные исследования концентрации внимания по альтернативной методике – тесту Тулуз–Пьерона. Сопоставление данных свидетельствует, что причиной низких показателей концентрации внимания не является доминирование установки на точность выполнения; студенты, успешные при выполнении корректурной пробы, оказались успешными и в тесте Тулуз–Пьерона; процент успешных студентов в случае выполнения теста Тулуз–Пьерона и корректурной пробы имеет существенные различия. Это говорит о том, что абсолютные показатели достаточности уровня концентрации внимания в корректурной пробе, скорее всего, завышены. Результаты исследования позволяют поставить вопрос о необходимости пересмотра некоторых нормативов по свойствам внимания по методике «Корректурная проба» Бурдона–Анфимова. Выявленная практическая проблема актуализирует необходимость разрешения вопросов о корректности и соответствия нормативов психодиагностического инструментария.

Ключевые слова

аттенционные свойства; объем и концентрация внимания; студент; методика; показатели; познавательный процесс; психодиагностика

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-231X-2023-22-1-95-102

УДК

159.952

Страницы

95-102

Список литературы

1. Елшанский С.П. Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 97-106. DOI 10.24411/2712-827X-2020-10110; EDN: ZYKESS 2. Буслаева Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 2 (835). С. 159-172. EDN: WGOOYW 3. Кравков С.В. Внимание // Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо; «ОмегаЛ», 2005. С. 22-39. 4. Канеман Д. Думай медленно … решай быстро. М.: Изд-во АСТ, 2013. 710 с. 5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм Еврознак, 2007. 667 с. EDN: QXSOVH 6. Макарова Н.Г. Выявление степени концентрации внимания у студентов разных специальностей: теория и практика // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 3. С. 88-92. EDN: RDMQVP 7. Сидоров К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 4. С. 50-57. EDN: PVTLFD 8. Cross T.L., Kim M., Vaughn C.T. et al. A psychological autopsy of an intellectually gifted student with attention deficit disorder // Roeper Review. 2020. Vol. 42. № 1. P. 6-24. DOI 10.1080/02783193.2019.1690081 9. Овчинникова И.П., Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А. Сравнительный анализ показателей внимания у студентов // Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул: АГПУ, 2016. С. 182-185. EDN: VYSHLN 10. Брызгалова М.В., Кальбердин И.С. Исследование концентрации внимания до и после физической нагрузки у студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 43-47. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p43-47; EDN: SUGEHK 11. Гладышева О.В., Хабарова Т.Ю., Припутневич Д.Н. Исследование основных свойств внимания у студентов-медиков первого курса // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019. № 76. С. 78-83. EDN: ZURPGX 12. Овчинникова И.П., Кувшинова Т.И., Попкова Л.В., Ковешникова И.И. Влияние компьютера на уровень показателей внимания у студентов // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): в 2 ч. Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2016. Ч. 2. С. 76-79. EDN: XGMHRT 13. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс, 2001. 592 с. EDN: SWUAOP 14. Amaral J.R. O teste da barragem de Toulouse e Piéron: Elementos de aferição para a população portuguesa. Lisboa: Fundação Calouste Gulbenkian, 1967. 15. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб.: ИМАТОН, 1997. 80 с. 16. Харина Д.В., Латюшин Я.В., Харина И.Ф. Особенности концентрации внимания студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 446-454. EDN: VOWMSW

Поступила в редакцию

2022-12-27

Название раздела в выпуске

Детский сад, школа, вуз

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.