Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Формирование у студентов педагогических направлений подготовки коммуникативной компетенции в области математического образования

Аннотация

Представлено теоретическое обоснование и практическая реализация образовательной среды изучения студентами курса математики, ориентированного на формирование коммуникативной компетенции. Цель исследования состоит в следующем: теоретически обосновать, практически определить и экспериментально создать образовательную среду, направленную на развитие у будущих учителей начальных классов коммуникативной компетенции при изучении математического содержания, что является необходимым условием дальнейшей успешной педагогической деятельности выпускника. Методы исследования: а) теоретические: анализ, обобщение, интерпретация научной литературы по проблеме исследования; б) эмпирические: педагогический эксперимент. Выводы и рекомендации: в ходе проведенного теоретического исследования содержательно охарактеризованы основные подходы к определению категории «коммуникативная компетенция», показана значимость формирования коммуникативной компетенции будущих учителей начальной школы с учетом специфики языка содержательной и формальной математики. Теоретически обоснована важность формирования у студентов в ходе изучения математического содержания в вузе языкового и прагматического компонентов коммуникативной компетенции. Экспериментально доказана эффективность использования диалоговых ситуаций при работе студентов в малых группах с математическим текстом с целью развития коммуникативной компетенции будущих учителей. Практическая значимость исследования состоит в разработке образовательной среды изучения курса математики на педагогических направлениях вуза, ориентированной на формирование у студентов коммуникативной компетенции в области математического образования. Практические результаты исследования могут быть использованы в практике работы преподавателей математики вузов с целью формировании коммуникативной компетенции будущих учителей при изучении дисциплины «Математика».

Ключевые слова

коммуникативная компетенция; учитель начальных классов; педагогическое образование; профессиональная подготовка

Полный текст статьи

Скачать

DOI

10.20310/1810-231X-2023-22-3-72-81

УДК

378.14.015.62

Страницы

72-81

Список литературы

1. Сидельникова Т.Т. Проблемы риторической подготовки студентов-политологов // Педагогика. 2006. № 1. С. 67-73. EDN: NBYLJL 2. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / ed by J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293. 3. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капино В.И. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2007. 237 с. EDN: QVTSFF 4. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. 121 с. 5. Суханова К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации // Коррекционная педагогика. 2003. № 1. С. 51-58. 6. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции // Русский язык в школе. 2008. № 7. С. 22-26. EDN: IYGAAH 7. Агафонова И.Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 26 с. EDN: NKXYEP 8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 204 с. EDN: QUHBWN 9. Федорова Л.Л. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения. М.: Ин-т языкознания Акад. наук СССР, 1981. С. 210-226. 10. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1979. 138 с. 11. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45. EDN: KQRGZX 12. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. Issue 1. P. 1-47. DOI 10.1093/applin/I.1.1 13. Шеншев Л.В. Опыт семиотического подхода к проблеме взаимосвязей между учебными предметам // Логика и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1977. С. 185-214. 14. Мадер В.В. Введение в методологию математики. М.: Интерпрекс, 1994. 448 с. 15. Сергеева Л.А. Математический язык и понимание математики школьниками. Псков: ПГПУ, 2008. 214 с. EDN: QJVGJN 16. Гамезо М.В., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. С. 5-49. 17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64. EDN: SGULHH 18. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 703 с. 19. Зюкина 3.С. Из опыта работы по формированию коммуникативно-речевой активности студентов // Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (58). С. 29-32. EDN: WHHKPN 20. Кочукова О.Н. Педагогические возможности учебного сотрудничества в развитии дивергентного мышления обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 247-257. DOI 10.20310/1810-0201-2023-28-2-247-257; EDN: WFWUTT 21. Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 1. С. 55-64.

Поступила в редакцию

2023-05-22

Название раздела в выпуске

Детский сад, школа, вуз

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.