Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Представления о в художественном пространстве русскоязычных писателей Казахстана

Аннотация

Осмыслены представления о родине в художественном пространстве (на материале произведений казахстанских писателей и поэтов А. Алимжанова, О. Сулейменова, Ю. Домбровского). Выявлены языковые особенности репрезентирующих лексем: от родины «малой» (степь, дом, дерево) до родины «большой» (страна/государство, народ/люди, Земля/Вселенная). Доказано, что наиболее ярко индивидуальность текстового пространства проявляется в возможности свободного выбора тех или иных языковых средств в качестве доминирующих и стилеобразующих (метонимия, метафора, индивидуально-авторские слова и обороты, доминанты и др.). Особое внимание в художественных текстах уделяется представлению о дереве как архетипе - наличие семантического элемента «жизнь» (ср.: мировое древо, древо жизни), поскольку существует особо тесная связь у человека с плодоносящими деревьями: такое дерево больше принадлежит миру культуры, чем миру природы. Деревом-символом для Алма-Аты (ныне Алматы) является яблоня , которая ассоциируется с родным, любимым городом. Наблюдения показали, что лексемы тополь , яблоня, яблоко, горы, тополь (живое дерево ), словосочетание кафедральный собор (трансформированное дерево ) выступают символическими коррелятами города Алма-Аты. Не случайно частотные слова степь и тополь в художественных текстах и по сей день несут в себе отпечаток отражения мифологического мышления в культуре казахского этноса, актуализируя различные текстовые значения.

Ключевые слова

пространство художественного текста; образ-родина; степь; земля; город-дом

Полный текст статьи

Скачать

УДК

82

Страницы

67-72

Список литературы

1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2003. 2. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284. 3. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени, восприятия). М., 1994. 4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996. 245 c. 5. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж, 1987. 157 с. 6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975. 7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995. 480 c. 8. Маслова В.А. Концептосфера русской культуры // Введение в когнитивную лингвистику. М., 2016. С. 74-275. 9. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М., 2000. 10. Туманова А.Б. Экспликация модусных смыслов в художественном дискурсе писателя-билингва: монография. Алматы, 2005. 11. Туманова А.Б. Категория пространства как особый компонент концептосферы О. Сулейменова // Творчество Олжаса Сулейменова и вопросы национального самосознания. Алматы: КазНУ, 2016. С. 181-188. 12. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта: Наука, 2016. 296 с. 13. Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1994. 14. Баянбаева Ж.А. К вопросу о локальном тексте и его функциях (на примере алма-атинского локального текста) // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. № 2. С. 77-84.

Поступила в редакцию

2016-09-20

Название раздела в выпуске

Литературоведение

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.