Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

Эмоциональные ситуации в художественном тексте: способы выражения эмотивно-оценочных смыслов

Аннотация

Исследованы эмоциональные ситуации и способы их представления в русских художественных текстах XIX−XX вв. Установлено, что концептуализация действительности в сознании говорящего предопределена не только его интеллектуальной, но и эмоциональной деятельностью, что эмоциональные ситуации познаются человеком через жизненный опыт, который позволяет установить логическую связь между событиями. Художественная литература актуализирует связи и отношения, существующие в реальной действительности, в т. ч. и сценарии эмоциональных ситуаций. Доказывается, что представления об эмоциогенной ситуации в сознании человека формируются гораздо раньше, чем появляются знания о языке, что эмоции вытекают из когнитивных интерпретаций окружающих эмоциональных событий; когнитивные интерпретации событий связаны с уровнем социализации языковой личности, объемом знаний о мире и его реалиях. Обосновывается, что чем выше степень истинности, достоверности и глубины эмоционального акта, тем менее он предполагает другого как объект интенции, на которого оказывается воздействие; условие существования эмоции – ее непреднамеренность. Решение вопроса о восприятии состояния субъекта в эмоциональной ситуации менее всего связано со способом представления эмоций (вербальным или паравербальным), однако неотделимым от эмоциональной компетенции, т.е. знаний о способах выражения и означивания эмоций. Анализ репрезентированных в художественном тексте эмоциональных ситуаций позволяет выявить доминирующие эмотивно-оценочные смыслы.

Ключевые слова

литературная коммуникация; сценарий эмоциональной ситуации; эмоциогенность текста; эмотив

Полный текст статьи

Скачать

УДК

81’42

Страницы

70-78

Список литературы

1. Моруа А. Надежды и воспоминания: художественная публицистика: пер. с фр. М.: Прогресс, 1983. 408 с. 2. Carrol E. Izard. The Psychology of Emotions. Plenum Press. New York; London, 1991. 3. Кравец А.С. Категориальная оппозиция субъективного и объективного смыслов в герменевтическом дискурсе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014.№4. С. 11-15. 4. Дасько А.А. Ценностные концепты в языковой картине мира // Когнитивная лингвистика: новые парадигмы и новые решения: сборник статей / отв. ред. М.В. Пименова. Москва: ИЯ РАН, 2011. С. 311-316. 5. Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект: сборник. М.: Прогресс, 1996. С. 314-385. 6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. С. 257-268. 7. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект: сборник. М., 1996. С. 124-147. 8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с. 9. Барт Р. S/Z. / пер. с фр.; под ред. Г.К. Косикова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 232 с. 10. Самигулина Ф.Г. Языковое сознание и культурная специфика эмотивной картины мира: прагматика диминутивности // Лингвокультурные феномены в коммуникативном пространстве полиэтнического региона: материалы 1 Международной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. С. 478-483. 11. Коростова С.В. Эмотивно-оценочные смыслы в русском художественном тексте: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2014. 224 с. 12. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю.Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2004. 544 с. 13. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: ракурсы адресанта и адресата. Челябинск, 2008. 14. Заграевская Т.Б.Эмотивность и экспрессивность в структуре виртуальной реализации оценки // Язык как система и деятельность – 5: материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 107-109.

Поступила в редакцию

20.05.2016

Название раздела в выпуске

Культурология

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.