Меню: Главная :: К журналу :: switch to Russian :: switch to English
Вы здесь: Все журналы и выпуски→ Журнал→ Выпуск→ Статья

ОТРАЖЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРОВИДЕНИЯ О. СУЛЕЙМЕНОВА В АТТРАКЦИИ СЛОВ «ПЛАМЯ-ПОЛЕ-ПОЛЫНЬ»

Аннотация

Выявлены отличительные черты поэзии Олжаса Сулейменова. Их содержание сводится к актуализации внутренней формы слова в поэтическом тексте. В научный оборот введены ранее известные произведения автора, имеющие существенное значение для изучения специфики формирования и реализации творческого замысла О. Сулейменова. Феномен русскоязычного поэта рассмотрен с точки зрения концептуальной картины мира, сформировавшейся в рамках русской, мировой и национальной культур. Поэзия О. Сулейменова глубоко самобытна, в его поэтической русской речи отражаются уловимые нотки Востока. Поэт связан с традициями устной казахской поэзии, корни которой уходят в глубь веков. Немалое влияние оказало на О. Сулейменова и знакомство с творческим наследием великих поэтов Древнего Востока - О. Хайяма, Саади, Хафиза и др. Метрический репертуар, ритмическая структура и рифма в поэзии О. Сулейменова, являющиеся предметом исследования, приводят к выводу: используя традиционно-фольклорные формы казахского стиха, поэт приспосабливает их к русской системе стихосложения. Предпринята попытка выявить особенность поэтического языка О. Сулейменова не столько в насыщенности экзотизмами, сколько в необычности образно-ассоциативных представлений, идущих от глубинного мироощущения, национально-казахской картины мира. Поэтический язык О. Сулейменова отражает общие закономерности современной поэзии. Это и так называемый космизм мышления, повышенный интерес к проблемам времени, его структуре и сущности, изменение представления о месте человека в мире, восприятие человечества как части природы, а мира - в его единстве всего со всем в пространстве и времени, стремление осмыслить историю человечества как единое целое, противоречивое, но взаимодополняющее явление.

Ключевые слова

поэтика; образ огня; культ огня; трансформация огня; поэтическая система; поэтическое сознание

Полный текст статьи

Скачать

УДК

82

Страницы

55-61

Список литературы

1. Франк-Каменецкий И.Г. Вода и огонь в библейской поэзии: отголоски яфетического миросозерцания в поэтической речи Библии. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 623-665. 2. Шилков Ю.М. Метафора и мифологический образ («огонь» и «вода» в библейской поэзии по И.Г. Франк-Каменецкому) // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: сб. в честь 90-летия проф. М.И. Шахновича. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Вып. 8. С. 717-745. 3. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения / отв. ред. А.Х. Маргулан. М.: Наука, 1986. 413 с. 4. Сулейменов О. Поэт красивым должен быть, как бог…. Алматы: Изд. дом «Библиотека Олжаса», 2012. 300 с. 5. Сулейменов О. Эссе. Публицистика. Стихи. Поэмы. Алматы, 2016. 6. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 2010-2016. 7. Каратаев М.К. Дым отечества: об Олжасе Сулейменове // От домбры до книги: статьи. М.: Сов. писатель, 1969. С. 391-397. 8. Сулейменов О. Интервью // Правда. 1989. 27 января. 9. Туманова А.Б. Категория пространства как особый компонент концептосферы О. Сулейменова // Творчество О. Сулейменова и вопросы национального самосознания: материалы Междунар. науч. конф. Алматы, 2016. С. 113-118.

Поступила в редакцию

2017-01-30

Название раздела в выпуске

Литературоведение

Для корректной работы сайта используйте один из современных браузеров. Например, Firefox 55, Chrome 60 или более новые.